Новости
«Душевный» магазин
Сегодня аналитики выделяют такое направление торговли, как магазины шаговой доступности. Какими должны быть такие магазины, которые уже оценили красноярские покупатели? Своё видение концепции предложил Александр ДЕВЯШИН, председатель совета директоров ОАО «Молоко» (Минусинск).
- Крупные сети заявляют: «Мы не продаём продукцию. Мы создаём комфортные условия для осуществления покупок, выделяем полку производителю». Что происходит дальше? Покупатель остаётся один на один с тем товаром, который видит на этой полке. Скажу, что это лукавая концепция. Лукавство в том, что крупные компании имеют возможность использовать федеральные каналы для своей рекламы. Один из приёмов - эксплуатация образов известных персонажей. У людей формируется стереотип, что это хороший товар.
Некоторые производители вводят в заблуждение потребителей. Появляется, скажем, новый продукт под названием «Закваска». Рекламируются её чудесные свойства. Но ранее на молочных перерабатывающих заводах под закваской понимался промежуточный молочный «ингредиент» для производства других молочных продуктов, и она сама по себе не являлась продуктом. Это сырьё. Значит на самом деле в магазинах продают не ту закваску-сырьё, имеющую большую концентрацию целебных свойств, а что-то другое. Происходит подмена понятий.
Мы, потребители, думаем, что покупаем молочные продукты, а на самом деле имеем дело с иллюзиями. Они стоят гораздо дешевле, чем настоящий продукт, а цена заявлена та же, что и за натуральные товары. В итоге производитель получает прибыль, достаточную для оплаты рекламы на центральных каналах.
Таким образом постепенно теряется связь «покупатель-производитель». Она подменяется связью «покупатель-бренд». При этом крупные сети не дают альтернативы, чтобы обозначить рядом продукцию с гарантированным качеством и с гарантированно натуральными ингредиентами. Всё перемешивается. Получается магазин без души. Было бы лучше, если бы в супермаркетах выделялись полки, где чётко обозначено, какая продукция где производится. Чтобы покупатель мог общаться напрямую и с производителями, и с теми, кто реализует этот продукт.
Я расскажу о том зарубежном опыте, который видел собственными глазами. В 2010 году мы были в Германии с целью посмотреть перерабатывающие молочные заводы. Организовать посещение немецких заводов нам помогли краевая администрация и Российское торговое представительство в Германии. Нас интересовал вопрос, по какому пути модернизации нашего минусинского молочного завода ОАО «Молоко» лучше пойти. Нам для визита подобрали два завода под Берлином: один с мощностью переработки около 1 000 тонн молока в сутки, другой - около 80 тонн. Первый - завод-гигант с высокими технологиями, выпускающий продукцию длительного хранения в больших количествах, специализирующийся на производстве творожков и творожной массы с различными наполнителями. Второе предприятие в переводе на русский называется «Стеклянный завод». В названии заложен особый смысл. Стеклянный - значит прозрачный во всем. Любой человек может его посетить и посмотреть, как изготавливается продукция. Экскурсия по цехам заканчивается дегустацией молока.
Завод часто посещают дети из школ и детских садов. После экскурсии они рисуют свои впечатления. Большой стенд увешан рисунками, на которых юные экскурсанты изобразили, как пасутся коровы, как цветут луга, как люди ухаживают за животными. Видно, что впечатление школьники получают сильное. Когда вокруг много синтетических продуктов, вкус настоящего молока ребята открывают для себя заново.
Завод выпускает из натурального сырья питьевое молоко и твёрдый сыр. Сырьё ему поставляют более двухсот владельцев, имеющих по пять и более коров. У предприятия есть свои магазины. Они тоже очень домашние и уютные.
Это посещение вдохновило нас. Мы получили подтверждение того, что находимся на правильном пути: выпускаем натуральную продукцию из натурального сырья безо всякой химии, сохраняем наши традиционные технологии по производству масла, кефира, ряженки, йогурта, сметаны, молока и других молочных продуктов. В настоящее время начали строительство нового цеха для расширения ассортимента.
На нашем заводе трудятся очень опытные технологи. Мастера вкладывают душу в свою работу, почти вся продукция выпускается по ГОСТу. Чтобы наш товар не терял «душевные качества», мы решили реализовать идею создания своих «душевных магазинов». Долго придумывали название и решили назвать их «Лавка «Полезные продукты». Это магазины шаговой доступности для людей, придерживающихся здорового питания, занимающихся йогой. В магазинах представлена в основном продукция местных производителей из Минусинска.
В наши магазины можно прийти и не просто увидеть продукты, а ещё и получить массу информации о них: какими отличительными свойствами обладает продукт, в каких рецептах его лучше использовать, и так далее. Постоянно обучаем продавцов. У нас есть обратная связь «покупатель-производитель». Нет никаких промежуточных звеньев.
Мы не одиноки. Подобный проект, знаю, есть в Москве. Там предприниматели достаточно широко развернулись. Мы пока имеем два десятка торговых точек. Пять из них в Красноярске. Планируем постепенно расширяться.
Адреса магазинов «Полезные продукты»:
пр. Мира, 16, тел. 285-95-11;
пр. Мира, 104, тел. 285-95-14;
пр. Мира, 98, тел. 285-95-16;
ул. Алексеева, 22, тел. 285-95-13;
ул. К. Маркса, 95, к. 1, ТК «Евразия», тел. 285-95-12