Новости

Наталия Фирюлина: «Главное - быть последовательными и честными»

Наталия Фирюлина: «Главное - быть последовательными и честными»

В начале следующей недели депутаты Красноярского городского Совета рассмотрят бюджет краевого центра на 2014-1016 годы. Накануне этого события мы встретились с председателем профильной комиссии городского парламента по бюджету и налоговой политике Наталией Фирюлиной, чтобы поговорить не только о главном финансовом документе, но и о том, как должен развиваться город и какие ценности отстаивают депутаты.

- Наталия Вячеславовна, Вы уже второй раз становитесь депутатом городского Совета. При этом и в прошлом, и в нынешнем созывах Вы всегда громко заявляете о своей позиции, проявляя себя как настоящий боец...

- Есть вещи, которые считаешь правильными, в которые веришь, которые нужно отстаивать. Так меня воспитали в детстве - в школе, в семье. Бывает сложно понять, почему люди не поддерживают очевидно правильные решения, которые могут улучшить жизнь красноярцев. В таких ситуациях меня сразу охватывает чувство острой несправедливости. Оно, наверное, и даёт силы для того, чтобы защищать свой взгляд.

Конечно же, я борюсь за город, в котором прошла практически вся моя жизнь. Именно здесь живёт моя семья, здесь жили мои родители. Отец был известным человеком, более 40 лет проработал директором очень крупного завода, почётный гражданин Красноярска. И, наверное, желание сделать что-то для города передалось мне на генетическом уровне. Думаю, сегодня у меня есть определённый жизненный и профессиональный опыт, который позволяет мне отстаивать свою позицию и близкие мне ценности.

- Есть мнение, что представители «Единой России» в горсовете во всём соглашаются с мэрией. Но, с другой стороны, я помню как Вы, руководитель фракции этой партии, ещё в прошлом созыве вступали буквально в конфронтацию с департаментами городской администрации. Например, когда обсуждался прогнозный план приватизации муниципального имущества.

- «Единая Россия» имела и имеет собственную позицию. И не только по этому вопросу. При установлении платы на жилищную услугу было то же самое. Хотя горсовет принимает решение, которое касается лишь нанимателей, мы прекрасно понимаем, что на этот документ опираются все управляющие компании, повышая тарифы для собственников. В итоге тогда мы добились снижения роста платы за жилищную услугу - пускай на три процента, но сумели.

Нам нужны те компании, которые не ведут себя как временщики. Предприятия, которые открываются у нас, должны управляться не из московских офисов, а иметь красноярскую прописку.

Да, администрация готовит проект бюджета, как это и положено. Он основан на 12 муниципальных программах, и каждую депутаты очень активно обсуждали на комиссиях, внося свои корректировки. Я была тем человеком, который задавал самое большое количество вопросов руководителю департамента образования. Мне были непонятны целевые индикаторы, которые ввели в эту программу, и в итоге в неё были внесены коррективы, которые позволят понять, насколько эффективно расходуются потраченные средства.

Конечно, жаль, что в эти программы не удалось заложить средства на приобретение тех же новых автобусов или трамваев. Но денег на это нет, поэтому надо решать эту проблему иначе, заявляя о ней на всех уровнях, развивая частно-муниципальное партнёрство, участвуя в специальных программах. Если работать над проблемой, то обязательно найдёшь решение. Вспомните, как несколько лет назад наша фракция в горсовете начала говорить о нехватке мест в детских садах. Никто в то время и не предполагал, что всё это закончится большим федеральным проектом. Тогда эта тема была поддержана депутатами Госдумы, которые сумели внятно и понятно объяснить на всех уровнях всю остроту ситуации. В итоге проблемой занимаются на уровне страны - а ведь это была именно наша инициатива!

- Вы уже упомянули о том, что бюджет города состоит из отраслевых программ. Сегодня многие говорят о том, что такой метод формирования главного финансового документа позволяет сделать траты муниципалитета более прозрачными.

- Да, я с этим согласна. Другое дело, что нам, и администрации, и депутатам, придётся создать систему мониторинга, оценки выполнения программ. И задача это вполне посильная.

Если же говорить о бюджете в целом, то я считаю, что администрация Красноярска пыталась, прежде всего, соблюсти баланс интересов в городе. Например, много внимания уделяется старшему поколению, которое нуждается в социальной защите. И при этом мы развиваем молодёжные центры, поддерживаем культуру. У нас увеличивается заработная плата работников бюджетной сферы. Мы можем позволить себе такие вещи. Это правильно, это необходимо. Только хотелось бы больше средств вкладывать в развитие.

- Думаю, с этим согласились бы все красноярцы. Однако, как говорят эксперты, бюджет довольно напряжённый.

- Да, напряжённый, но в то же время очень честный. У нас минимальный дефицит, и это можно расценивать по-разному. Ведь если мы хотим развиваться, то нужно дефицит наращивать.

- Или искать новые источники доходов?

- Думаю, вы не совсем правильно формулируете вопрос. Я бы не сказала, что какие-то источники у нас не учтены, они, скорее, не продуманы. В прошлом году мы начали работу по наращиванию неналоговых доходов, а это средства, полученные от аренды, приватизации муниципальной собственности, введение новых корректирующих коэффициентов по налогообложению. И немало уже сделали. Но некоторые вещи, согласна, нуждаются в совершенствовании. Например, методика расчёта арендной платы для владельцев временных сооружений. Сегодня они в среднем отдают по семь рублей в месяц с одного квадратного метра. Естественно, этого мало.

- А почему для них созданы столь льготные условия?

- Когда этот бизнес только начал развиваться, город решал другие проблемы: появление магазинов шаговой доступности, поддержка малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест. Вспомните, когда начали появляться первые павильоны - это было тяжёлое время. И пускай они не приносили значительных доходов в бюджет, зато у людей была работа, опора в жизни. Но сегодня надо, безусловно, менять подходы. Кроме того, мы должны не только увеличивать налоговое бремя на бизнес, а ещё и создавать условия для его развития. Нам больше внимания нужно уделять тому, чтобы город стал привлекательным для инвестиций.

Депутаты для того и нужны, чтобы представлять разные точки зрения, только так мы сможем учесть мнения всех людей. Мы можем думать по-разному, но главное - мы должны заботиться об интересах горожан.

Красноярск, безусловно, отличается от многих сибирских городов. Это красивый город, занимавший призовые места во всероссийских конкурсах по благоустройству, комфортный. Но мы хотим, чтобы Красноярск стал ещё лучше. И нужно быть последовательными, добиваясь этого. Так, если сегодня взят курс на вынос тех же промышленных предприятий за черту города, то надо двигаться к этой цели. Это не означает, что никто не озабочен созданием рабочих мест. Их надо создавать. Но никто не сказал, что это надо делать в черте города. Нужно искать другие подходы.

Я уверена, что бизнес, производство в нашем городе, крае будут развиваться. Другое дело, что нам нужны те компании, которые не ведут себя как временщики. Предприятия, которые открываются у нас, должны управляться не из московских офисов, а иметь красноярскую прописку. Это было бы намного лучше и с точки зрения налогообложения, и с точки зрения социальных лифтов для молодёжи. Потому что Красноярск - это студенческий город, и мы все заинтересованы в том, чтобы молодёжь оставалась, жила в нашем городе.

Но чтобы привлечь предпринимателей, чтобы оставить молодёжь и приглашать людей работать на территории Красноярска, надо создать для них условия. Они должны знать, где лечиться, где учиться, где отдыхать. Необходимы и хорошие дороги, и реальная возможность устроить ребёнка в детский сад. За это в принципе и отвечает муниципалитет, и на это обязательно нужно направлять деньги бюджета. Мы и направляем. Средства планируют выделить и на рекреационные зоны: парки, скверы, развитие острова Татышев, продолжение программы «Миллионному городу - миллион деревьев», на строительство и реконструкцию дорог, на спортивные сооружения, на ремонт библиотек, на развитие молодёжных центров.

- Но есть ли смысл в столь сложных финансовых условиях, когда можно говорить, если не о кризисе, то, как минимум, о стагнации, тратить средства на такие «ненасущные» вещи?

- Я помню, как мы в прошлом созыве обсуждали судьбу другого «ненасущного объекта» - парка флоры и фауны «Роев ручей». Сегодня это визитная карточка города, наша гордость. Но сколько же было разговоров о том, что нам не нужен ни этот парк, ни экзотические животные. И как-то я на одном из обсуждений этой темы в качестве аргумента привела в пример блокадный Ленинград. Там, несмотря ни на что, детям в Новый год ставили ёлку! Так почему же сегодня, когда, слава богу, нет ни войны, ни разрухи, мы не можем думать о том, как сделать город привлекательней, а жизнь красноярцев - интересней, насыщенней. Конечно, вопрос эффективного вложения денег в развитие, поиска того, что даст максимальную отдачу, очень важный. Им надо заниматься на профессиональном уровне, используя экспертов, научный потенциал города. И это одна из задач и депутатов, и администрации Красноярска.

Хотя, конечно же, у каждого человека может быть свой взгляд на этот вопрос. Но депутаты для того и нужны, чтобы представлять разные точки зрения, только так мы сможем учесть интересы и мнения всех людей, которые живут в городе. Главное - быть последовательными и честными. Мы можем думать по-разному, но главное - мы должны заботиться об интересах горожан.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА