Новости
Разделить кошелёк на троих
Полномочия передают медленно
По итогам встречи с делегатами съезда муниципальных образований президент Владимир Путин намерен подписать перечень поручений Правительству РФ, касающийся перераспределения полномочий между уровнями власти. Речь идёт в том числе и о налоговой базе местного самоуправления. Ведь не секрет, что она в большинстве муниципальных образований просто недостаточна для исполнения полномочий местной власти. Проблема в том, что большинство налогов, собираемых на территориях, уходят в региональные и федеральный бюджеты. Конечно, есть механизм бюджетных трансфертов, но он недостаточно гибок. Разговоры о перераспределении налоговых потоков в пользу муниципалитетов идут достаточно давно. Однако сегодня, в связи с готовящимися поручениями президента, они обрели новую актуальность.
По предварительной информации, возможная корректировка межбюджетных отношений может коснуться налога на прибыль. Речь идёт о передаче в местные бюджеты части налога на прибыль, уплачиваемого вновь создающимися предприятиями. Этот особый режим будет сохраняться в течение одного-трёх лет со дня создания предприятия.
Очевидно, что прибыльность новых компаний невелика, если она есть вообще. В чём же тогда смысл этой идеи?
- Наверное, не имеет большого смысла обсуждать каждую конкретную инициативу, - говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Егор Васильев. - Что касается общей тенденции перераспределения налоговой базы, собираемых налогов, то практически на каждой дискуссионной площадке, в том числе и на сессиях Законодательного собрания края, этот вопрос в той или иной форме обсуждается. Дисбаланс очень существенный и, к сожалению, растущий. Мы всё больше налогов передаём на уровень Федерации, а взамен получаем всё больше расходных обязательств. Проблема назрела, и президент тоже довольно часто обращается к ней - появляются определённые законодательные инициативы. Налог на прибыль - сегодня в основном региональный, но проблема в том, что на прибыль влияет ряд факторов: прежде всего - внешняя рыночная конъюнктура (мы говорим о наших крупнейших налогоплательщиках). Не менее серьёзно влияет и иное налоговое регулирование: таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Все эти сборы уменьшают прибыль. Что касается малого бизнеса, то налоговая нагрузка на него не должна быть слишком большой - не в том мы сегодня состоянии, чтобы душить предпринимательство. Другое дело, что вряд ли с помощью налога на прибыль можно эффективно влиять на развитие малых предприятий. В любом случае надо найти баланс между Федерацией, регионами и муниципалитетами. Либо с помощью изменения налоговой базы, либо в рамках межбюджетных отношений. Ведь и Федерацию прекрасно можно понять: регионов-доноров не так много, рост экономики практически нулевой, и очевидно, что наши доходы перераспределяются в другие регионы.
Очевидно, смысл перераспределения части налога на прибыль не в том, что увеличатся доходы муниципалитетов. Точнее, не это главное. Скорее, нужно рассматривать муниципальную часть налога как рычаг, который позволит создавать льготные режимы для вновь создающихся компаний, стимулируя тем самым рост бизнеса и, соответственно, налогооблагаемой базы. Конечно, получить налог на прибыль от молодых компаний - проблематично. Но рост количества предприятий автоматически приведёт к увеличению объёма сборов других налогов - НДС и НДФЛ.
- Несмотря на то, что готовящийся комплекс мероприятий по перераспределению бюджетных потоков может не дать быстрого наполнения «закромов» муниципалитетов, работать на перспективу всё равно нужно, - считает депутат Государственной думы Виктор Зубарев. - Это даст возможность муниципалитетам активнее вести поиск новых инвесторов, деятельность предприятий которых уже через два, три, четыре года начнёт приносить новые налоговые доходы в бюджеты городов и районов. Чиновники должны будут помогать в реализации проектов предпринимателей, так как помимо налога на прибыль бизнес уплачивает и другие налоги, часть из которых оказывается в муниципальной казне. А значит, эти средства работают на благо наших городов, наших посёлков, на их благоустройство, содержание дорог и т. д. Для городов было бы логичным привлечение на свою территорию не только промышленных предприятий, но и тех, кто реализует инфраструктурные проекты. Например, компании, создающие индустриальные парки. Ведь технопарки не только способствуют появлению новых производств, но и генерируют новые налоговые отчисления. Надеюсь, что определённые изменения в схеме распределения бюджетных потоков произойдут и на линии «Федерация - регион». Мы давно говорим о недостатке средств в бюджетах регионов Сибири, в том числе и в Красноярском крае. И сейчас депутаты от Красноярского края в Госдуме РФ работают над решением этой проблемы, чтобы изменить эту не вполне справедливую ситуацию.
Однако не все эксперты считают предлагаемые меры достаточными.
- Если речь идёт о перераспределении регионального налога в пользу местного самоуправления, то это не решение проблемы развития, - полагает депутат Красноярского городского Совета Евгения Бухарова.- По очевидной причине: сегодня не только у муниципалитетов, но и у регионов нет источников развития. Налоговая база недостаточна. Поэтому изменения должны касаться системообразующих налогов - НДС, НДПИ, НДФЛ.
Могут возразить, что, передавая часть «федеральных» налогов на региональный и муниципальный уровни, мы будем просто переливать из одного сосуда в другой - ведь общий объём налоговых сборов в стране от этого изменится. Но это не факт. Муниципалитеты, располагая серьёзными налоговыми рычагами, смогут эффективно выстраивать систему поддержки и развития предпринимательства на своей территории, привлечения инвестиций. И это, несомненно, будет способствовать приросту платежей во все уровни бюджетной системы.
Муниципалитеты всё больше налогов передают на уровень Федерации. А взамен получают всё больше расходных обязательств
Причём система поддержки должна быть всеобъемлющей. Сегодня стимулирование необходимо всему малому и среднему бизнесу, а не только новым компаниям. Более того, муниципалитету важнее помочь именно сложившимся, успешным предприятиям, которые реально создают рабочие места, реально платят налоги. Что касается стартапов, то не факт, что льготные режимы приведут к массовому росту новых компаний. Напротив, есть масса примеров, когда предприниматели, привыкнув работать в тепличных условиях, прекращают деятельность, когда срок преференций заканчивается.
Надо учесть и то, что, несмотря на роль малого и среднего предпринимательства, определяющую роль в финансовом самочувствии и регионов, и муниципалитетов продолжает играть крупный бизнес. Однако инструментов влияния на корпорации у местной власти явно недостаточно. В том числе и потому, что основные потоки налоговых платежей уходят на федеральный уровень.
Если суммировать мнения экспертов, то в сухом остатке следующее. Тема перераспределения полномочий, в том числе и финансовых, - крайне сложная, но и наболевшая. Свои резоны есть у Федерации, регионов, муниципалитетов. Резоны достаточно весомые. Ожидать «прорыва» в этом направлении не приходится. Во-первых, экономическая ситуация исключает смелые эксперименты - их последствия непредсказуемы. Во-вторых, страна никогда не жила в условиях реальной децентрализации, а попытки идти этим путём привели к росту центробежных тенденций и вполне могли закончиться развалом государства. Поэтому процесс перераспределения полномочий будет, очевидно, идти крайне осторожно. Но любая инициатива в этом направлении является необходимой. Даже если она недостаточна.