Новости
К другим мамам не пускать
Чужая сторона или родной детдом?
Полностью запретить иностранцам усыновлять сирот из России призывают депутаты из Кемеровской области. Они считают, что наши дети оказываются за границей в «опасных и тяжёлых условиях». К слову, у себя в регионе депутаты уже узаконили такой запрет.
Инициаторы считают: права российских сирот, переданных на воспитание иностранцам, на чужой стороне постоянно нарушаются. Детей мучают, избивают, кроме того, ребята сталкиваются с психологическими проблемами, связанными с адаптацией в новой стране. «Ребёнок, как правило, не знает языка, традиций и культуры, ему не хватает тепла и заботы, - отмечают депутаты. - При этом Россия зачастую юридически не может оказать помощь детям, попавшим в опасные и тяжёлые условия».
По данным федеральных СМИ, в пояснительной записке к законопроекту даны результаты исследования ВЦИОМ, проведённого этой весной. Указывается, что 64 процента респондентов поддерживают полный запрет международного усыновления. Для сравнения: в 2005 году таких ответов было ровно в два раза меньше. Безусловно, влияние на общественное мнение оказали трагедии последних лет, когда наши ребятишки гибли за рубежом по вине новых родителей. Самый известный случай - история Димы Яковлева, после которой был принят закон, запрещающий американцам усыновлять наших детей. Напомним, приёмный отец забыл двухлетнего Диму в машине под раскалённым солнцем. Мальчик погиб от перегрева…
Противники запрета считают, что трагедии с принятыми в семью сиротами случаются и в нашей стране. Просто они не получают столь широкой огласки. Остановка международного усыновления, по их мнению, нарушит права детей с тяжёлыми заболеваниями - в российские семьи таких ребят брать не спешат.
Я очень плохо отношусь к этой инициативе, - говорит Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края.
Каждый ребёнок имеет право на счастливую семью, и не важно, в какой стране будут жить его мама и папа. В далёком 1992 году я снимала цикл передач про сирот из Берёзовки. Все ребятишки имели серьёзные заболевания - ДЦП, врождённый сифилис и так далее. Они годами никому не были нужны. Ребят усыновили разные иностранные семьи, и через несколько лет мы сняли продолжение сюжетов. Дети были счастливы в новых домах. Нельзя ставить политические амбиции на первый план, нужно давать шанс каждому ребёнку…
Между тем уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов считает «устойчивым мифом» то, что иностранцы чаще берут в семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, чем жители нашей страны. «В 2010 году иностранными гражданами усыновлено 3355 детей, только 4,4 процента из которых инвалиды, из них 44 ребёнка взяли в семьи граждане США, - отмечал он. - В этом же году наши соотечественники усыновили 188 детей с ограниченными возможностями». Правда, всего в 2010 году жители России усыновили 7,8 тысячи ребятишек (это данные официальной статистики, предоставленные порталом Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России»). Составим пропорцию: получается, что процент детей-инвалидов, усыновлённых в России тогда, составил только 2,4 процента.
- Лично я не знаю ни одного здорового сироту, которого взяли на воспитание за границу, - говорит Марина Добровольская. - Все дети имели серьёзные заболевания. К сожалению, наши усыновители боятся принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя, безусловно, в последние годы количество желающих воспитывать сирот увеличивается. И ещё один важный момент. По опыту работы я поняла: брать чужих детей, чтобы сделать их счастливыми, норма жизни для иностранцев. Повторю: запрещать нельзя, нужно тщательно контролировать, в какие семьи мы отдаём детей, и потом на протяжении долгого времени отслеживать, как на самом деле живётся нашим ребятам за рубежом.
Недавно вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что российские семьи в этом году взяли на воспитание уже более восьми тысяч сирот, а до конца года эта цифра увеличится до пятнадцати тысяч. Затем во Всемирной сети появилась следующая информация: «Около 6,5 тысячи детей были усыновлены в 2012 году в РФ, из них 4,5 тысячи усыновители вернули в детские дома, сообщила в член Комитета по социальной политике Совфеда РФ Валентина Петренко на совещании руководителей высших органов госвласти субъектов ЮФО».
- Официальных данных по такому большому количеству возвратов детей я не встречала, - комментирует цифры Ольга Абросимова, руководитель краевого центра развития форм семейного воспитания. - Но могу точно сказать по Красноярскому краю: никакой волны возвратов нет. Наш центр начал свою работу в 2002 году. С первых дней мы стали заботиться именно о качестве создаваемых семей, а не о количестве. К слову, в начале 2000-х годов Самарская область гордилась своими показателями по количеству детей, отданных в семьи, а через несколько лет там произошёл большой возврат детей В центре мы стали внедрять программу подготовки кандидатов в родители - тогда она не была обязательной для всех, как сейчас. Не все соглашались стать её участниками, но мы заметили, что те граждане, которые прошли программу, создали успешные семьи. Возвратов не было. И мы боролись за то, чтобы программа стала обязательной. Наконец это случилось. Теперь мы охватываем всех родителей, и эти риски сводим к минимуму.
Ольга Борисовна отмечает: к сожалению, возвраты случаются и сегодня, но они единичны. И чаще всего происходят по двум причинам.
- Первая - болезнь ребёнка, которая проявляется со временем, - рассказывает она. - У меня есть яркий пример: наша сотрудница взяла в семью девочку. Прошло несколько лет, у неё стало проявляться серьёзное психическое заболевание. Когда женщина пошла в детский дом, чтобы получить дополнительную информацию о ребёнке, оказалось, что родная мама девочки также имела серьёзное психическое заболевание. Новая мама стояла перед выбором: отдать ребёнка на лечение в спецучреждение или заниматься постоянным лечением дома - принять такой груз ответственности. Сейчас она лечит ребёнка дома, есть положительная динамика. Вторая причина возвратов: то, что сейчас кровные опекуны - бабушки, дедушки - освобождены от программы подготовки. Я против такого решения, ведь основной возврат детей в учреждения идёт именно от кровных бабушек и дедушек, которые в своё время не смогли достойно воспитать детей.
Ежегодно в крае без попечения родителей остаются около 3,5 тысячи ребят, из них 60-70 процентов уходят в семьи. Самое страшное, что 90 процентов детей, оставшихся без мам и пап, это социальные сироты. «Поэтому в первую очередь сегодня надо заниматься профилактикой социального сиротства», - считает Ольга Абросимова.