Новости

Идея Брайля жива!

Идея Брайля жива!

Универсальный инструмент передачи информации слепым людям

Развитие компьютерных технологий открывает новые возможности для всего человечества. Незрячие люди не остаются в стороне от прогрессивных изменений, они активно осваивают компьютерные технологии, расширяя тем самым границы своих возможностей в различных сферах жизни. Впрочем, как и в любом положительном явлении, здесь всегда есть «но», которое заставляет задуматься.

В данном случае таким «но» являются споры о том, следует ли сегодня, в век всеобщей компьютеризации и технического развития, изучать систему письма Брайля незрячим людям. Эти споры ведутся давно. Сторонники компьютерного образования говорят о том, что рельефно-точечная система письма устарела. Их аргумент - компьютерные технологии способны преобразовывать текст в речь, что значительно облегчает процесс восприятия незрячим людям с одной стороны, а с другой - сужает сферы применения системы Брайля, поскольку сегодня любая информация доступна в электронном виде.

Однако есть и другая позиция, которая, на мой взгляд, имеет серьёзное обоснование и практическое подтверждение. Система Брайля была разработана и стала использоваться в XIX веке и с тех пор является залогом грамотности незрячих людей. Преодолев огромное количество трудностей в процессе своего внедрения, она по праву считается основой образования незрячих. И если задать вопрос, зачем учиться писать и читать по системе Брайля, то ответ будет очевидным - чтобы быть грамотным. Когда незрячие дети идут в школы, первое, чему они учатся, это читать и писать. Вот именно тогда система Брайля и становится фундаментальной для образования. С какой бы скоростью ни развивались компьютерные технологии, нельзя полагаться только на их звуковые возможности.

Кроме того, чтение и письмо по системе Брайля широко используется в повседневной бытовой жизни по всему миру. Производители косметики, лекарственных средств, продуктов маркируют свою продукцию, применяя символы шрифта Брайля. В Европе существует закон, который обязует внедрять записи по системе Брайля во всех пассажирских лифтах. Всё это говорит о том, что данную систему нельзя вытеснить, поскольку она является фундаментом в жизни незрячих.

Споры о нужности или не нужности письма и чтения по системе Брайля не утихают, потому что сторонники позиций категорично отстаивают право своих точек зрения и порой совсем не думают о незрячих людях. Есть простой выход - нужно перестать искать недостатки существующих систем, а создать своего рода союз системы письма Брайля и компьютерных технологий. Итогом такого союза станет расширение возможностей и облегчение жизни незрячих людей. Метод Брайля и современные технологии вполне способны дополнять друг друга. Сегодня компьютерные программы могут интерпретировать информацию с компьютера посредством шрифта Брайля. Интернет стал доступен для незрячих людей. Чтение газет и электронных журналов больше не является невозможным. И многие другие возможности открываются перед незрячими людьми. Система Брайля была и будет универсальным инструментом передачи информации людям, потерявшим зрение, а компьютерные технологии призваны помогать этой системе.

Сегодня остаётся открытым вопрос о том, нужно ли модернизировать метод письма по системе Брайля. В условиях информатизации происходят изменения в лингвистических группах и языках. В таких условиях системе Брайля необходимо реагировать на эти изменения, и наверняка ассоциация Брайля ставит перед собой подобные задачи. Однако сама система должна оставаться как основа, как стержень в жизни незрячих людей. И какие бы аргументы ни приводились в пользу современных технологий, думаю, что люди, потерявшие зрение, никогда не откажутся от письма и чтения по системе Брайля.

Кстати:

С выпуклыми буквами обыкновенного алфавита Луи Брайль, ослепший в раннем детстве, познакомился на ощупь в возрасте шести лет. Обучать сына грамоте стал отец. На гладко отшлифованных дощечках он набивал мебельные гвоздики с круглыми шляпками по линии очертания букв. В результате в руках у Луи оказался рельефный французский алфавит из 36 букв. Ребёнок старательно ощупывал выпуклые знаки и скоро научился различать буквы по форме.

После школы Луи Брайль продолжил обучение в Парижском институте слепых. Методы преподавания в институте были исключительно словесными. Единственным наглядным пособием были шесть географических карт. Преподавание музыки велось на слух. Брайля волновали судьбы его незрячих товарищей, которым хотелось учиться, стать полноценными членами общества, а возможностей для осуществления этой мечты не было. Поэтому уже с 16 лет Луи задумался над разработкой универсальной рельефно-точечной системы письменности для слепых и в течение 12 лет её совершенствовал.

Впервые Брайль предложил созданную им систему письма для слепых в 1825 году. Но против неё выступили зрячие учителя института. Они считали, что система Брайля отдалит слепых от зрячих. В 1837 году по системе Брайля было разрешено напечатать первую книгу «Краткая история Франции».

Окончательное и безоговорочное признание система Брайля получила только на Международном парижском конгрессе в 1878 году. Постепенно она начала распространяться по всему миру.

Первая книга в России по Брайлю была напечатана в 1886 году Анной Адлер на станке, приобретённом ею на личные средства. Книга называлась «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер». Только в 1895 году, то есть девять лет спустя после появления первой книги, Петербургский институт слепых приобрёл три наборных машины и приступил к изданию книг по Брайлю.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА