Новости

Словечко за словечком

Словечко за словечком

Трёх-четырёхлетние малыши водят хороводы и танцуют. Вместе с педагогом вспоминают, как шипит змея, как журчит речка, как стучит копытами лошадка. Не у каждого ребёнка получается хорошо выговаривать «цок-цок-цок», но стараются все. Ребята с речевыми нарушениями охотно занимаются в группе «Раз словечко, два словечко» в центре диагностики и консультирования № 8 «Эго» Свердловского района. Уроки проходят дважды в неделю, и маленькие ученики ждут их с нетерпением.

- В нашем центре оказывают помощь детям, имеющим проблемы в развитии, обучении и адаптации, - рассказывает Надежда Армянинова, заместитель директора учреждения. - Ребят к нам приводят родители, заметившие, что у ребёнка какие-либо трудности в развитии, некоторых детей направляют детские сады и школы. У нас ребята проходят комплексное обследование специалистов - психологов, дефектологов и логопедов, каждому ребёнку подбирается своя, особенная программа адаптации.

Специалист говорит, что всего в центре диагностики и консультирования занимается около ста детей. Иногда, в силу особенностей поведения или ограничений по здоровью, ребёнку трудно переносить групповые уроки, с такими детьми проводятся индивидуальные консультации.

Одно из направлений деятельности центра - работа с детьми-аутистами. Сотрудники «Эго» помогают таким детям адаптироваться в социуме, выезжают с ними в летние и зимние лагеря, организуют и проводят совместные праздники.

...Юные деятели искусств из группы «Раз словечко, два словечко» продолжают урок. На столиках - кисти, яркие баночки с красками и картинки, на которых карандашом нарисованы снеговики.

- Кис-точ-ка! - внятно и чётко, выделяя каждый слог, проговаривает логопед Татьяна Черных, поднимая вверх тонкую кисть с пушистым хвостом, чтобы она была видна всем.

Ребята повторяют за ней: кто-то тянет гласные медленнее, кто-то быстрее. Здесь никто никого не торопит, и молодцы все, кто пробует выполнить задание.

Татьяна Фёдоровна громко нараспев поясняет:

- Красным рисуем снеговику нос, чёрным - глазки. Аккуратно.

Маленькие пальцы сжимают кисточки, стараются красить, не выходя за карандашные границы. Кому-то помогают мамы и бабушки, кажется, они не меньше детей увлечены рисованием.

- Каждое задание урока направлено на решение определённой задачи, - поясняет логопед. - Первая часть занятия обычно связана с двигательной активностью, мы делаем специальные упражнения для развития лицевых мышц - дуем, имитируем звуки природы.

Во второй части урока дети переключатся на так называемую продуктивную деятельность - лепят, рисуют, делают аппликации. Для них выбирают жизненные темы - овощи, фрукты, игрушки. Специалист говорит, что во время выполнения этих заданий формируется словарь ребёнка, развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, кроме того, дети учатся дисциплине.

- Самое приятное в моей работе - видеть, что занятия приносят положительный эффект, - делится Татьяна Черных. - Вижу, что дети начинают лучше говорить, произносят звуки, которые раньше им не давались, становятся и более организованными, учатся действовать в команде, делать задания вместе.

Минуты занятий проходят быстро. Почти готовых снеговиков мальчики и девочки украшают снегом из ваты. Группа выходит из-за парт, все выстраиваются в полукруг, чтобы попрощаться.

«До-сви-да-ни-я», - звучит нестройно, ведь такое длинное сложное слово даётся не всем. Зато короткое весёлое «по-ка» получается сказать почти у каждого малыша. После занятия они сразу не уходят, сбиваясь в весёлую толпу, друзья-товарищи долго прощаются, смеются, а некоторые даже трогательно целуются и обнимаются перед расставанием.

Готовых снеговиков «словечки» бережно несут домой.

Свою картинку светловолосый Миша положит в особую папку, заведённую мамой, где уже хранится много таких же красивых поделок.

- Мы посещаем занятия в центре «Эго» всего несколько месяцев, но результаты нас радуют, - делится Анна, мама мальчика. - Сын до этого практические не говорил, но после посещения группы стал повторять слова.

Анна говорит, что Мише нравятся и занятия, и дружба с другими детьми.

- Дома сын делает домашнее задание, - рассказывает Анна. - Выполняет перед зеркалом специальную гимнастику, помогающую развитию речи. Чтобы сыну было веселее, упражнения вместе с ним делаем всей семьёй.

- Нередки случаи, когда ребёнку и вовсе снимают диагноз, с которым он к нам приходит, - подчёркивает Надежда Армянинова. - Нас всех вдохновляет наблюдение за тем, как ребятишки меняются, начинают делать то, чего раньше не могли. На мой взгляд, для того чтобы работа с детьми, имеющими проблемы с развитием, была наиболее действенной, важно правильно подобрать индивидуальную программу адаптации и прилагать совместные усилия к её выполнению - семье и педагогам. В последнее время число родителей, серьёзно и ответственно относящихся к здоровью своих детей растёт, и этот факт не может не радовать. Ведь от своевременной и грамотной реабилитации зависит не только настоящее, но и будущее особенных детей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА