Новости
Гаяз Фаткуллин: «От терроризма больше всех страдают мусульмане»
В свои неполные сорок лет Гаяз-хазрат Фаткуллин получил четыре высших образования. Два из них религиозные и два - светские. Все они так или иначе связаны с историей и культурой нашей страны и нашего региона. Поэтому вести с ним разговор на темы межкультурного и межэтнического взаимодействия очень интересно - он смотрит на проблемы и как историк, и как духовный лидер красноярских мусульман.
- Уважаемый Гаяз-хазрат, совсем недавно, в начале декабря, произошёл очередной межэтнический конфликт. На этот раз на Арзамасе. Чуть раньше прогремело на всю страну убийство и погромы в Бирюлёво. Что не даёт людям разной веры и разных национальностей жить в мире?
- Война и «не мир» - это разные вещи. И, хвала Всевышнему, в России мы живём мирно. Проблемы есть. Это вялотекущий конфликт на Кавказе, в Поволжье пытаются расшатывать ситуацию. Бывают и случаи, о которых Вы говорите, когда преступники убивают людей, когда берут в руки оружие - начиная от ножа и заканчивая более серьёзным. Но здесь нельзя говорить о религиозной или национальной принадлежности. Преступники - это люди с определённым сознанием, менталитетом. Для них понятие порядочности, внутреннего тормоза, совести опосредовано. А есть во всех верах другие люди, которые распространяют вокруг мир и добро, независимо от того, кто находится рядом - люди какой веры, какого цвета кожи.
- Действительно, чаще всего конфликты происходят на бытовой почве. Но они превращаются в большие протесты, главный посыл которых - «во всём виноваты мусульмане». Почему так происходит?
- Я скажу больше, 40 процентов молодёжи настроены исламофобски. А когда им задают вопрос: «А вы сами сталкивались с такими явлениями», отвечают, что не сталкивались: от кого-то слышали, что-то прочитали. Посмотрите, сколько негативной информации идёт у нас по телевизору. Неважно, по отношению к кому, просто негативной: убийства, преступления - в жизни и в фильмах. У людей теряется вера, возникает конфликт внутри, и он изливается вовне, в том числе через агрессию. А источника любви, света, радости они не находят. Отсюда масса проблем.
- Где найти такой источник света?
- На этот вопрос человечество пытается ответить тысячелетиями. Универсального пути нет, и я его не могу подсказать. Мира больше там, где у людей есть что покушать, есть работа, место, чтобы жить. Там, где люди социально защищены и не боятся, что завтра их ребёнок будет умирать с голоду, что не хватит средств на лекарства. Конфликты, напротив, чаще всего возникают там, где нет этой стабильности.
И, конечно, большая проблема в том, что в нашем государстве потерян контроль над идеологией. Когда в стране 70 лет строили социализм, люди отдавали за эту идею всё лучшее, умирали за неё, а потом оказалось, что это просто обман. В душах людей возникла настоящая катастрофа.
Ещё один важный аспект: в Россию пришёл культ, которого в стране никогда не было, - поклонение деньгам. И если спросить у молодого человека, какую он жизнь выберет - притеснённую, но честную, или нечестную, но богатую, - многие остановятся на втором. Всё потому, что преступников у нас показывают не с негативной точки зрения, а как людей богатых, живущих на широкую ногу. А труд, упорство, знания показываются без хвалебных оценок, как что-то мелкое и недостойное. Всё это закладывается в подсознании молодёжи.
Сейчас потихоньку государство начинает возвращать себе рычаги контроля. Но и люди должны мирно относиться друг к другу, ведь сколько бы государство ни принуждало, самый лучший контролёр - это совесть. И если она будет в подавляющем большинстве людей, мы построим нормальное общество. Не сразу, не через десять лет, может, через поколение. Но оно будет.
Я уверен, что беды и проблемы, которые в начале каждого столетия приходят, в XXI веке Россию сильно не затронут…
- То есть Вы считаете, что каждый век проходит через одни и те же вехи?
- Посмотрите сами, начало XX века - потрясения, и XIX - тоже, и XVIII. Происходят не только локальные, но и глобальные конфликты. И всё в мире к этому идёт в XXI веке. Но мы молим Всевышнего, чтобы он дал людям мир, радость, разумение и понимание того, что даже плохой мир лучше, чем хорошая война.
- В нашем советском детстве не было религиозного воспитания и религии притеснялись. Но не было такого неприятия, ненависти друг к другу между людьми разных национальностей…
- В Советском Союзе велась борьба со всеми религиями, священнослужителями, религиозными книгами. Но для того чтобы был баланс, власти вынуждены были проводить национальную политику. Была статья за унижение по национальному признаку, и во времена Иосифа Виссарионовича Сталина человек мог получить десять лет за то, что назвал другого чуркой. Без мира между народами невозможно было бы поднять страну и до войны, и после неё.
Сейчас мы начали возвращаться к Богу, но получили проблемы национальные. Эти проблемы не только наши внутренние, они поощряются извне, потому что есть силы, которые хотят видеть Россию слабой. Я думаю, у них ничего не получится. Уверен, что в нашей стране достаточно умных людей, и мы найдём силы, чтобы уважать друг друга, помогать, поддерживать.
- Но ведь сегодня многие конфликты нанизываются на веру. Взять тот же Египет, Тунис или более близкую нам историю с терактом в Волгограде, когда чётко говорится: Дмитрий Соколов принял ислам и пошёл убивать…
- Можно добавить ещё Сирию, Ливию, Ирак. Всё это страны, которые были союзниками Советского Союза. Есть в мире силы, которые хотят перекроить картину мира. Кто они, всем очевидно, и к религии это отношения никакого не имеет.
Да, они прикрываются религией, и это не изобретение сегодняшнего дня. Такие методы применялись и тысячу, и две тысячи лет назад, когда под предлогом религиозной войны уничтожались народы.
Что касается Соколова, это тоже имеет отношение к протесту, а не к вере. Критическое отношение заложено в каждом человеке, но вопрос в радикализме, нельзя допускать, чтобы протест принимал такие крайние формы.
Чтобы не было заблуждений, я хочу сразу сказать: от терроризма больше всех страдают мусульмане. Кто гибнет на Кавказе? Там объявлена война священнослужителям. Их уничтожают вместе с семьями, взрывают, сжигают. Именно они стоят в авангарде борьбы с экстремизмом, радикализмом, бандитизмом. Они говорят: нельзя убить другого и попасть в рай, нельзя зарабатывать нечестно и быть при этом благочестивым человеком. Они, основываясь на Коране, говорят таким людям: вы преступники и никакого отношения к исламу не имеете.
- Почему террористы не хотят уйти с Кавказа? Ведь действительно они убивают в первую очередь единоверцев…
- Одна из причин - экономическая. На Кавказе официальная безработица составляет 50 процентов. Человек понимает: он никогда не сможет построить дом, выучить детей, достойно содержать семью. К нему подходит ребёнок и просит: папа, я сегодня не ел, я хочу кушать, а у папы нет работы. В это время к такому отцу семейства приходят и говорят: мы дадим тебе 10 тысяч, но ты бороду подлиннее носи, потом дадим 15 тысяч, ты ещё что-нибудь сделай. И человек уходит к радикалам.
- Неприятие вызывают крайние ситуации, связанные не только с убийствами и терактами, но и с культурными различиями. Например, весь этот год в разных частях страны возникают конфликты по поводу ношения хеджаба в школах и вузах. Чего здесь больше - непринятия другой религии или непринятия порядков учебного заведения?
- Новой России всего 22 года. Молодой человек в таком возрасте думает, что он перевернёт мир, достигнет звёзд. То же самое и в нашей стране - нужно время, чтобы всё отрегулировалось. Кто сказал, что два брата не ругаются? Главное, чтобы отстаивание своей точки зрения не выходило за рамки.
Скажу вам больше, во всех монотеистических религиях, будь то христианство, иудаизм или ислам, волосы женщины должны быть покрыты - так говорится в едином для всех источнике. Когда-то это было естественным для всех и не вызывало вопросов. Сейчас же всё изменилось - если мы видим целующихся на улице людей, это нас не удивляет, не возмущает, а целомудренная девушка в платке вызывает протест. Это возвращение во времена Лота, когда разврат поддерживался на государственном уровне, а целомудрие воспринимали агрессивно.
Что касается истории с девушкой в Красноярской медакадемии, то она не просто носила платок, она одевалась во всё чёрное. Не надо так выделяться. Можно одеваться современно, модно, вполне по-светски, но при этом с соблюдением религиозных канонов.
- А что касается ещё одного нашумевшего в этом году случая - жертвоприношения рядом с мечетью в Красноярске, - здесь ограничиваются права и свободы других людей?
- Жертвоприношения рядом с мечетью не было. Так был смонтирован сюжет, что у людей возник негатив к жертвоприношению, мечети и жалость к барашкам. Мы давно запретили жертвоприношения рядом с мечетью. Рекомендовали людям бойни, где они с соблюдением всех санитарных норм могут произвести убой животных. В этом году у нас здесь торговали барашками, но в последующем мы планируем организовать площадки, где была бы организована такая торговля.
То, что показали, это было на рынке. Там животных освежовывали и продавали. Жертвенное животное не продаётся. Это кто-то делал свой бизнес, прикрываясь религией.
- Уважаемый Гаяз-хазрат, люди в Сибири отличаются чем-то от жителей других регионов?
- В Сибири никогда не было крепостного права, религиозных войн. Внешняя среда, природа здесь таковы, что люди вынуждены выживать. А чтобы выжить, нужно быть ближе, терпимее друг к другу. И сейчас у подавляющего большинства красноярцев есть работа, здесь никто никого не притесняет. Откуда браться конфликту? Только извне. Поэтому у нас имеются все предпосылки, чтобы сделать жизнь ещё красивее. Нужно просто навести порядок в себе самом, в своём доме. Когда мусульмане здороваются, мы говорим: Ас-салям алейкум - мир вам - и отвечаем: и вам мир. Мир - это лучшее, что есть у нас. Мир с Богом, с близкими, с соседями. Это и есть жизнь.
Досье:
Гаяз Талгатович Фаткуллин.
Родился 30 июня 1974 года в Дивногорске.
Служил в Российской армии, в войсках связи.
Получал религиозное образование в Российском исламском университете (г. Казань), Московском исламском университете.
Окончил Красноярский государственный педагогический университет, Российскую академию госслужбы при Президенте РФ.
С 2001 года - председатель Совета мусульман Красноярского края.
С 2002-го - муфтий, председатель ЕДУМ Красноярского края.
Является членом Совета муфтиев России.
Владеет арабским, татарским, турецким и английским языками.
Женат, воспитывает сына и дочь.