Новости
Отец Антоний Бадура: «Я люблю Россию и принимаю её такой, какая она есть»
Уроженец Польши, отец Антоний Бадура служит в Сибири уже 23 года. Он возглавляет католические общины Красноярского деканата епархии святого Иосифа, самой крупной из четырёх российских католических епархий России. Под началом отца Антония - священники столицы края Красноярска, городов и районов, принадлежащих деканату. В канун Рождества, празднуемого по западной традиции 25 декабря, мы побеседовали с главным католическим священником Красноярского края, Тувы и Хакасии о вечных ценностях и современном мире.
- Отец Антоний, когда Вы узнали о том, что отправитесь в Сибирь, что испытали? Не было чувства тревоги? Всё-таки ехали в суровый край с непростой историей...
- Я прибыл в Сибирь на постоянное место жительства в 1992 году, здесь нахожусь уже более двух десятков лет, с прошлого века можно сказать. Когда узнал, что мне предстоит ехать именно на эту территорию, честно признаюсь, испытал радость. Не рефлексировал о том, какие здесь условия жизни. Эту радость испытываю и по сей день.
- Можете сказать, что обрели здесь вторую Родину?
- Не вторую родину, а просто родину. Есть моя Родина Польша, где в небольшом городке близ города Кракова живут мои родители, братья, друзья, к ним я езжу в гости, общаюсь с ними по Интернету и по телефону. И есть Россия, которую я люблю и принимаю такой, какая она есть, со всеми её достоинствами и недостатками. Что до сибирских морозов - так в этом году снег даже в Израиле выпал. Да, морозы у нас покрепче, чем там, такая вот природная особенность нашей территории. Ничего страшного, наоборот, такая зима бодрит.
- Зимой у христиан великий праздник - Рождество, ему предшествует пост. Как постятся католики?
- Пожалуй, так же как и православные. Пост в католичестве называется адвент. В этот период мы радостно ожидаем рождения Богомладенца Христа. Сегодня идёт духовная борьба за время человека. Нам нужно уделять больше часов для Бога, семьи, друзей. И человеку сегодня сложнее отказаться от такого современного соблазна, как Интернет, чем от куска мяса. Поэтому кулинарные ограничения в этот момент есть, но они не главные, главное - забота о душе.
- Отец Антоний, с чем для Вас лично связаны воспоминания о Рождестве?
- Рождество для меня было с детства особенным временем, связанным с ёлкой, подарками и с особенными молитвами в честь рождения младенца Иисуса Христа. Нас в семье трое братьев, я старший, мы, как и все мальчишки, дрались, мирились, дружили, этого праздника всегда ждали с замиранием сердца. 24 декабря мы всей семьёй ходили в церковь на ночное богослужение, молились вместе с другими христианами. Особенно ощущали атмосферу любви, радости и благодати, прощения. Просили у родителей прощения за все проступки, а они у нас - у детей. Затем вместе ужинали, дарили и получали подарки. Мы с братьями обычно собственноручно делали в подарок маме и папе открытки.
- Был какой-то особенно запоминающийся для Вас рождественский подарок в детстве?
- Был. Помню примерно лет в пять мне подарили деревянный локомотив с двумя вагончиками, я был очень счастлив. Очень нравились тёплые носочки, которые мама вязала в подарок.
- Отец Антоний, Вы всегда мечтали стать священнослужителем?
- Знаете, не скажу, что мечтал. Я размышлял о том, какой выбрать путь. Мы были с детства воспитаны в религиозной атмосфере, с братом ещё с малых лет были служками в церкви. Чтобы прийти к мессе, нам надо было встать в шесть утра. Несмотря на такое раннее время, мы всё равно бежали в церковь охотно. Затем, когда учились в школе, церковь была для нас, верующих подростков, местом встреч и общения. У нас был ансамбль, где я играл на гитаре, мы пели, вместе молились, разговаривали обо всём.
Церковь была для нас, верующих подростков, местом встреч и общения. У нас был ансамбль, мы пели, вместе молились, разговаривали обо всём.
Когда я думал о будущем, конечно, искал своё предназначение, думал о том, семейная это жизнь или монашеская (все католические священники монахи). В конечном итоге понял, что мой удел - монашество. Семья приняла это моё решение в общем-то с уважением. С того времени, как я избрал эту стезю, прошло уже 33 года, о том своём решении не пожалел ни разу. Считаю этот выбор очень важным и правильным.
- Как складываются Ваши отношения с митрополитом Пантелимоном?
- Слава Богу, отношения между нами складываются хорошо. Мне кажется, что митрополит очень открытый человек. Мне по душе его стиль общения, оптимизм, простота и дружелюбие - замечательные качества для христианского пастыря.
- Вам кажется, есть надежды на то, что Россия возродится в духовном смысле? Что народ обретёт веру, что у нас будут крепкие семьи, поднимется демография?
- Я с оптимизмом смотрю на добрые тенденции в нашем обществе - вижу, что есть интерес к вере, православные и католические храмы постепенно наполняются людьми. При всех минусах современного общества надеюсь на лучшее. Борьба добра со злом была всегда, но если мы будем добры, добро будет побеждать.
- Как изменился сибирский приход сегодня, если сравнивать с началом Вашего служения?
- У нас нет религиозного бума в количественном отношении, но качественные изменения налицо. Когда мы приехали сюда, в начале 1990-х, в наши церкви приходили бабушки и дети. Сегодня на службах всё больше представителей среднего поколения, молодёжи. Наши прихожане растут духовно, укрепляются традиции, люди начинают практиковать осознанную веру. Не может не радовать то, что католики -сибиряки творят благие дела, берут на себя инициативу: проводят благотворительные акции, выполняют работу в группах помощи зависимым людям, пенсионерам и социально незащищённым.
- Отец Антоний, в западном мире сегодня активно насаждается диктатура толерантности. Доходит до абсурда - если человек не разделяет нетрадиционные взгляды, например на семью, или цитирует Священное Писание по этому поводу, он может попасть в тюрьму. Как Вам кажется, у России есть риск принять подобную навязываемую идеологию?
- Риск, конечно, есть. Ведь Россия не является изолированным островом в море, она часть мирового сообщества. Процесс глобализации сегодня захватывает всё и вся, искушение идти по пути иных образцов жизни, далеко не всегда соответствующих христианскому учению, существует. Но надо сказать, это не новая тенденция. В истории уже не раз случались периоды, когда некие личности и течения вносили смуту, пытались увести людей от вечных ценностей. Католическая и православная церковь активно выступает против пропаганды нетрадиционных союзов, так как Библия прямо говорит о том, что подобные союзы не угодны Богу, который дал образец семьи в виде брака одного мужчины и одной женщины - Адама и Евы. Подчеркну, что Церковь не отвергает ни одного грешника. Всех людей, подверженных противоестественным влечениям, Церковь призывает к осознанию своего порока, к покаянию и исправлению.
- В уставе ордена Кларетинов, к которому Вы принадлежите, написано что «монахи ордена радостно принимают обиды и поношения». На самом деле удаётся терпеть подобное с радостью?
- Приятно сознавать, что устав ордена кларетинов читает кто-то кроме самих кларетинов. (Смеётся.) Действительно, есть такая часть устава, которую вы процитировали. И она вовсе не говорит о том, что кларетин - это какой-то странный тип, которому нравится, когда ему причиняют боль. Поясню таким примером. В семейных отношениях всегда случаются периоды, когда супруги не понимают друг друга, им приходится что-то перетерпеть, что-то простить, часто преодолевать боль и обиду. Это крест. И истинный христианин его несёт, а не бросает. И в монашеской жизни также есть подобные моменты испытаний, когда мы терпим непонимание, отвержение и обиды. Устав говорит нам, чтобы все эти испытания мы принимали достойно ради любви Христа. Понятно, что не всегда это получается сразу, мы не можем в одну минуту стать ангелами. Совершенство приходит постепенно, шаг за шагом, через разные обучающие ситуации. Терпеть различные испытания, причём не только обиды, верующим помогает само учение Христа, таинства: исповедь, причащение. А также поддержка братьев и сестёр, молитва и пост.
- Отец Антоний, какие ценности есть в Вашей жизни помимо духовных?
- Я очень люблю походы, песни у костра под гитару. Как только появляется возможность, беру рюкзак, спальник и отправляюсь по туристскому маршруту. Ходим вместе с братьями и сёстрами на Столбы, выезжаем в Саяны, на озёра Хакасии.
Католическая и православная церковь активно выступает против пропаганды нетрадиционных союзов, так как Библия прямо говорит о том, что подобные союзы не угодны Богу.
В силу склада личности очень люблю читать книги. Читаю практически каждый день - научно-популярную литературу, книги, связанные с обществом и жизнью. В течение года обязательно перечитываю классику - Пушкина, Лермонтова и Толстого, они часть нашего литературного наследия. Последние месяцы вновь погружаюсь в замечательные рассказы Виктора Петровича Астафьева о сибирской земле.