Новости
Авиакомпания возместит пассажиру стоимость потерянного багажа и моральный вред
Житель Железногорска обратился в суд с иском к авиакомпании «Сибирь» о взыскании компенсации морального вреда за утрату багажа. В иске он заявил, что в январе 2013 года осуществлял перелет рейсом авиакомпании «Сибирь» по маршруту «Бангкок-Пекин-Красноярск». Но когда прилетел в аэропорт Емельяново, выяснилось, что его багаж, общим весом 20 кг, не прибыл в конечный пункт назначения, а был утерян во время перелета. Трехнедельный розыск ни к чему не привел, поэтому ему пришлось составить претензию со списком утраченных вещей и направить ее перевозчику. Компания частично компенсировала потерю, выплатив 12,2 тыс. рублей, из расчета 20 долларов США по курсу ЦБ РФ за один килограмм груза. Однако в ответе на претензию перевозчик не признал себя причинителем вреда, указав, что утрата произошла не в результате его умышленных действий, а по неизвестной и независящей от него причине, поскольку багаж не загрузили на борт судна сотрудники аэропорта Пекина.
В исковом заявлении мужчина пояснил, что данное событие негативно повлияло на его здоровье, он перенес нервное потрясение, утратил здоровый сон. Также испытал значительный психологический дискомфорт и неудобства в связи с утратой необходимых ему вещей и в связи с непризнанием компанией своей вины и с возмещением материального ущерба лишь в части.
При рассмотрении гражданского дела суд применил статьи 786, 793, 151 ГК РФ, статьи 116, 119 Воздушного кодекса РФ, нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Суд указал, что, в соответствии со статьей 786 ГК РФ, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется купленным билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке исполнитель услуги несет за это ответственность.
Поскольку сданный для воздушной перевозки багаж истца был утрачен, суд пришел к выводу, что авиакомпания ненадлежащим образом исполнила свои обязательства, чем допустила нарушение прав истца как потребителя. Поэтому суд возложил на нее обязанность по компенсации перенесенных пассажиром нравственных страданий.
Железногорский городской суд постановил взыскать с ОАО «Авиакомпания Сибирь» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 тыс. рублей, а также за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке взыскать с ответчика в пользу мужчины штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в его пользу, - 15 тыс. рублей.
Ответчик обжаловал судебное решение, прося его отменить, сославшись на то, что утрата багажа произошла не по его вине, а по вине сотрудников пекинского аэропорта. Но Красноярский краевой суд указал, что доказательств в обоснование приведенных доводов авиакомпания в суд не представила, кроме того, на нее, как на перевозчика, была возложена обязанность по перевозке багажа, которую она не выполнили. При таких обстоятельствах, краевой суд, признав жалобу ответчика необоснованной, оставил решение суда первой инстанции без изменения.