Новости
Светить другим
Клятва Гиппократа была для него святой
«Дорогие товарищи участковые врачи, помните, что наша профессия даёт возвышенное сознание, что мы по доброй воле жертвуем на служение и пользу ближнему своё лучшее благо - наше здоровье и нашу жизнь, оставаясь верны символу, избранному для врачебного сословия: горящая свеча светит другим, истребляя себя».
С такой приветственной речью выступил доктор Коновалов на первом съезде врачебных врачей Енисейской губернии в 1912 году. Он был верен всю жизнь медицине и пациентам.
Пётр Коновалов родился в Красноярске 16 января в 1859 году. Он был сыном конюха, служившего у известного купца-золотопромышленника Кузнецова. В Красноярске Пётр окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. «В Москве жил бедно, впроголодь, - писал впоследствии в своей автобиографии Пётр Николаевич, - поэтому перешел на третий курс военно-медицинской академии в Петербурге, на военную стипендию, за которую обязан служить военным врачом».
Окончив академию с отличием и получив диплом лекаря, Коновалов отправляется на военную службу в Ригу. Спустя три года переводится в Красноярский резервный пехотный полк, и с того времени его жизнь связана с родным городом. Правда, случалось, и уезжал Коновалов надолго из Красноярска. Так, в 1891 году его направили в Военно-медицинскую академию в Петербург - на повышение квалификации, как бы мы сейчас сказали. Обучался он там под началом знаменитого ученого И. П. Павлова, защитил докторскую диссертацию.
Принимает участие Коновалов в военных походах в Китай в 1900-1901 годах, в войне с Японией в 1904-1905-м. А накануне первой мировой войны его направляют старшим врачом в лазарет города Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) в Дагестан, оттуда переводят в Тифлис.
«Всю свою продолжительную военно-медицинскую службу провёл исключительно в военно-лечебных заведениях, закончив должностью главного врача Тифлисского военного госпиталя, - вспоминал Коновалов. - На службу в Закавказье попал не по своей воле и не по своему желанию, а как бы в политическую ссылку - за свои выступления на предвыборных собраниях в Красноярскую городскую думу подвергался преследованию сначала со стороны «Союза русского народа», а затем и со стороны высших военных властей...».
Вернулся Коновалов на малую родину уже после февральской революции, «когда политических возвращали из Сибири, а мне велено было вернуться в Сибирь».
Коновалов был врачом по призванию. Он обладал высокими человеческими качествами, всегда был верен профессиональному долгу, и клятва Гиппократа была для него святой.
«Однажды у меня заболел ребёнок, - вспоминала жительница Красноярска М. Семенова, знавшая Коновалова. - Я попросила Петра Николаевича посмотреть его. Он пообещал утром в девять часов зайти. Утром жду. Прошло девять часов, а его нет. Это было не похоже на Петра Николаевича, который никогда не опаздывал и всегда оставался верным своему слову. Минут через 15 является. Извиняется и говорит, что ночью скончалась супруга, поэтому опоздал...»
Основная деятельность доктора Коновалова, военврача, была связана с госпиталями. Но выполнял он и ещё одну добровольную работу - в лечебнице Общества врачей, членом которого он состоял с 1887 года - каждую неделю по несколько часов принимал безо всякой оплаты больных. Избирался Коновалов вице-президентом и президентом общества, заведовал в разные годы его библиотекой, созданной из книг на медицинские темы, пожертвованных членами общества, в том числе и самим Коноваловым.
Помимо активной деятельности в Обществе врачей, Коновалов с 1890 года состоял ещё и секретарем Общества попечения о начальном образовании, секретарем Красноярского общественного музея и библиотеки, членом санитарной комиссии. С 1895-го по 1902 год являлся директором красноярского Владимирского детского приюта, затем - председателем санитарной комиссии при городской управе, членом училищной комиссии, гласным городской думы...
В 1920-е годы Коновалов руководил санитарной комиссией губздрава, проверял состояние здравоохранения в городе. По результатам обследований принимались меры по улучшению работы лечебных заведений.
Будучи уже на пенсии, Коновалов продолжал лечить больных, ходил по вызовам. В дождь и слякоть, мороз и стужу в поношенной шинели он отправлялся к больным. Высокая человечность и безукоризненное исполнение врачебного долга были отличи тельными чертами этого человека.
Увлечение
У доктора Коновалова было увлечение - гидрометеорология. Во дворе собственного дома он соорудил метеорологическую станцию, с помощью которой, начиная с 1890-х годов, вёл наблюдения за погодой (температурой воздуха, ветром, осадками, солнечной радиацией и т. д.). На основе полученных данных Коновалов предсказывал погоду, свои прогнозы постоянно публиковал на страницах местных газет.
Несколько десятилетий доктор Коновалов бесплатно работал на «погоду» по собственной инициативе. В середине 1930-х годов в печати развернулась дискуссия о том, нужна ли метеорологическая служба городам. Дескать, это сугубо сельская служба, которая и нужна только селу, а в городе ни к чему. Коновалова такой подход взволновал. Он пишет в газету «Красноярский рабочий» статью, в которой рассказывает о проделанной станцией работе, отстаивает необходимость подобной службы в городе.
«В настоящее время каждая городская метстанция не только собирает материал... для обработки его в геофизических институтах, - пишет Коновалов. - Этот материал также своевременно нужен в городе многим учреждениям, заведениям и отдельным группам населения. Достаточно указать, что за последние два-три года к городской метстанции обращались с разнообразными запросами 39 различных государственных, военных, коммунальных, индустриальных, учебных заведений и учреждений. В таком большом индустриальном городе, как Красноярск, с населением около 120 тысяч должна быть своя метстанция».
Петра Николаевича Коновалова хорошо знали работники гидрометеослужбы не только Сибири, но и всей страны. С учёным А. В. Вознесенским - директором Иркутской магнитной и метеорологической обсерватории - он многие годы дружил.
Сохранилась любительская пожелтевшая фотография, изображающая двух старцев-бородачей - ветеранов метслужбы Коновалова и Вознесенского.
Осенью 1888 года по проекту Петра Коновалова, благодаря щедрому пожертвованию Льва Петровича Кузнецова, оставившего по духовному завещанию на постройку здания лечебницы 10 000 рублей, городской управой была выстроена городская лечебница, где шесть врачей вели бесплатный амбулаторный приём приходящих больных. На карте Красноярска 1906 года она так и называлась «Больница для бедных». И это в то время, когда гонорары врача от частной практики являлись его основным источником дохода.
Постройка здания обошлась в 12 000 рублей. Приём больных производился ежедневно, кроме воскресных дней и праздников, с девяти до часу-двух часов дня. При лечебнице постоянно находился фельдшер и акушерка, на обязанности которых лежало приготовление лекарств, перевязка больных и пр.
19 мая 2006-го в Красноярске на улице Кирова, 26 состоялось открытие мемориальной доски с именами почётных врачей Красноярска. На доске выгравированы слова: «В этом здании на рубеже XIX-XX веков работали лучшие врачи Енисейской губернии - В. М. Крутовский, П. Н. Коновалов, П. И. Мажаров, Р. К. Пикок, П. И. Рачковский».
Краткая биография:
Петр Николаевич Коновалов (1850-1939), доктор медицины, специалист по детским, внутренним болезням и оториноларингологии, выпускник Петербургской военно-медицинской академии, ученик Ивана Павлова, генерал медицинской службы, старший врач Красноярского лазарета, преподаватель Красноярской фельдшерско-акушерской школы.