Новости
Вывески тщеславия
Человек должен быть красив в мыслях, в делах и… в рекламе
«Улицы Красноярска утратили былую элегантность… В своё время старинные кованые вывески на кронштейнах с изображением сапога, булки хлеба, кренделя, часов и пивной кружки приходились по душе и жителям, и как нельзя гармонично вписывались в панораму улиц. Сегодня вывески и различные рекламные панно выпячивают свою индивидуальность, при этом они выполнены неаккуратно и безвкусно, кое-где перекрывают архитектурные элементы исторических зданий. Улицы Красноярска сплошь пестрят кричащими вывесками, а ведь наш город должен стремиться к совершенству. Неужели в Красноярске не существует никаких норм и правил по организации рекламы в городском пространстве? С уважением, Лариса Данилова».
Многим красноярцам хочется видеть перспективу улиц в единой палитре, в сочетающихся элементах и близких архитектурных решениях. Об этом свидетельствуют письма, которые читатели присылают по этой проблеме в нашу газету. Это лишь одно из них.
Прогуливаясь по центральным улицам Красноярска, невольно замечаешь стилевую дисгармонию в оформлении магазинов и кафе. Разношёрстные кричащие вывески, панно, заслоняющие исторические фасады зданий, заставленные витрины… Естественно, возникает вопрос: почему такое происходит?
Всё дело в том, что федеральный закон о рекламе не распространяется на вывески, они являются лишь информационной составляющей, а потому согласование на их установку не требуется. По сути, вывеску может разместить каждый.
Но проблема оформления торговых точек в нашем городе касается не только внешнего вида вывесок. Дело в том, что бизнесмены, которые выкупают квартиры на первых этажах в жилых домах, посягают на слишком большую территорию. Посредством красок, пёстрых витрин, рекламных баннеров и всевозможных надстроек они завлекают посетителей, даже не задумываясь о том, насколько уместны эти элементы.
- Предприниматели отстраивают магазины так, как им заблагорассудится: крыльцо, навесы, нагромождение вывесок, - говорит депутат Красноярского городского совета Татьяна Казанова. - При этом отнимают часть газонов, асфальтируют либо укладывают брусчатку на этой территории, а рядом организовывают карманы для стоянки. Кричащие вывески с названиями ломбардов, банков, студий загара, парикмахерских попросту уродуют исторические здания. Но и это ещё не всё. Иногда рядом с пешеходной дорожкой выставляют штендеры, наземные баннеры, привязывают объявления к деревьям. А ведь Красноярск в скором времени примет у себя Универсиаду, поэтому городу нужно быть во всеоружии, в том числе и соответствовать внешне.
От оформления фасадов страдает не только эстетический облик города. Кичливые вывески приносят реальный вред многим горожанам. Так, скорая помощь путается и теряет лишнее время на поиски нужного адреса, так как слишком крупные вывески и логотипы могут перебивать или даже заслонять название улицы и номер дома. В результате больной человек вынужден ждать врачей слишком долго. И ещё один немаловажный момент: за большинством вывесок и различных панно в Красноярке не следят, к тому же изначально к фасаду их крепят крайне неаккуратно, а потому они создают реальную угрозу для жителей.
Причины такого самовольства депутат видит в том, что на сегодняшний день не существует законных рычагов воздействия и нормативных документов, которым бы следовало соответствовать при оформлении наружных участков заведений. С мнением Татьяны Казановой сегодня согласны многие красноярцы. Более того, проблемой уже озадачились в управлении наружной рекламы и, кажется, нашли выход.
- Все частные предприниматели ссылаются на информационное письмо ВАС РФ от 25 декабря 1998 года № 37 и на то, что внешнее оформление магазинов является обычаем делового оборота, - комментирует начальник отдела выдачи разрешений Елена Маркова. - Чтобы не нарушать положения документа, но в тоже время придать улицам Красноярска эстетичный вид, по аналогии с другими городами мы подготовили свои правила.
Над их составлением всё лето трудились специалисты ведомства совместно со студентами архитектурного факультета СФУ. В основу работы легли многие курсовые и дипломные работы. В результате получился масштабный проект «Рекомендации по размещению рекламных конструкций и вывесок на фасадах зданий». Пока они касаются только центральных улиц Красноярска: ведь именно здесь находится множество объектов культурного и исторического наследия, фасады которых требуют особо бережного отношения. Но в будущем организаторы распространить правила на другие магистрали.
В проекте несколько разделов, в которых прописаны допустимые размеры вывесок, панелей-кронштейнов, лейтбоксов, надлежащие материалы для их изготовления, требования к шрифтам и цветовой палитре, к дизайну дополнительных элементов, дневной и ночной подсветке и многое другое. На примерах оформления красноярских магазинов демонстрируются ошибки и образцовые варианты, даются объяснения и предлагается пошаговая инструкция для исправления уже имеющихся несоответствий.
В новых правилах есть и пункт, который обязывает собственников следить за состоянием конструкций. Более того, арендаторы при переезде в другое место должны будут демонтировать все рекламные вывески своей фирмы и отремонтировать фасад.
Витрины также создают благоприятный образ заведения, если они сделаны правильно. И не случайно в проекте не допускается глухо закрывать их рекламными баннерами или шторами. Витрины должны дать ощущение пространства внутри здания.
Ещё одна распространённая и недопустимая ошибка, встречающаяся на улицах нашего города, - это декоративные панели, которые в большей степени заслоняют архитектурные элементы здания, загрязняют городскую среду.
- Пока рекомендации и правила не имеют правовой силы. Мы должны их юридически обосновать, написать правовой акт, а затем опубликовать, чтобы он был доступен каждому предпринимателю, - объясняет Елена Маркова. - В проекте обозначены все зоны, на которых можно будет размещать вывески и рекламные конструкции. Документ поможет правильно организовать пространство тем, кто только приступает к оформлению нового заведения, и заставит переделывать тех, чьи магазины не соответствуют установленным правилам. Таким образом, постепенно мы придём к единой концепции и колористическому решению, а также стилистической гармонии.
Примеры рекламы:
Неправильное оформление:
Вход в кафе «Кинза» на пр. Мира, 53 отделён от здания на полтора метра, нарушает архитектурное решение классического фасада и дезориентирует посетителей.
Рекламными баннерами обтянуты резные ставни деревянного особняка на ул. Ленина, 74. При этом дом является объектом культурного наследия.
На историческом фасаде здания в стиле модерн на пр. Мира, 98, относящегося к объектам культурного наследия Красноярска, расположены огромные яркие вывески, которые не просто закрывают архитектурные элементы здания, но и просто разрушают облик фасада.
Правильное оформление:
Цветовое решение вывески на пр. Мира, 7г гармонирует с цветом фасада и имеет небольшое тоновое различие. За счёт этого даже крупная вывеска не выглядит массивно и не раздражает.