Новости
Красноярцев приглашают на премьеру оперы «Житие и страданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой»
В день закрытия VIII Зимнего суриковского фестиваля искусств в Красноярске состоится премьера оперы «Житие и страданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой».
Постановка оперы «Житие и страданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой» является настоящим событием для Красноярска.
24 января - памятная дата. В этот день будет отмечаться 166-я годовщина со дня рождения великого художника Василия Сурикова. Во многом образ главной героини оперы знаком всем по полотну известного красноярца «Боярыня Морозова», так что выбор постановки был сделан не случайно. Кроме того, премьера приурочена к закрытию VIII Зимнего суриковского фестиваля искусств, которое также традиционно состоится 24 января.
Отметим, что исполнение оперы допускается исключительно с согласия автора – Родиона Щедрина - одного из самых именитых академических композиторов России. Художественный руководитель, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Константин Якобсон, который руководит репетициями, назвал эту музыку «высокой и очень трудной». Что касается личного разрешения автора на исполнение, опера в России практически нигде не звучит. В "Боярыне Морозовой" нет оркестра. Только труба, литавры и ударные. Музыкальное полотно создается хором, отчего все происходящее напоминает не оперу, а молитвенную ораторию.
На сцену Большого концертного зала Красноярской краевой филармонии 24 января 2014 года в 19.00выйдут солисты театра «Геликон-опера»: заслуженная артистка Российской Федерации Лариса Костюк, заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Абхазии Алиса Гицба, обладатель Золотой медали Фонда Ирины Архиповой, победитель международных вокальных конкурсов Михаил Давыдов, а также солист ансамбля «Мадригал» Московской филармонии Тигран Матинян. Кроме того, в постановке принимают участие хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», студенты Красноярской государственной академии музыки и театра, Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, а также солисты филармонического хора мальчиков и юношей «Каприччио».
Билеты можно приобрести в кассах Красноярской краевой филармонии, стоимость 200 – 350 руб.
Для справки:
«Боярыня Морозова» - пятая опера композитора Р. Щедрина. Сам автор создал либретто, отталкиваясь от летописных текстов XVII века – «Житие боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой». В 2006 году сочинение было завершено, его премьера состоялась в честь 75-летнего юбилея Бориса Тевлина, руководителя Камерного хора Московской консерватории, исполнившего оперу.
В основе фабулы оперы – один из самых страшных и трагических эпизодов русской истории: гонения на старообрядцев, раскол внутри Православия.
В сюжете произведения Р. Щедрина представлена судьба только двух людей. Морозова и её сестра во имя «древнего предания святых» были подвергнуты мучениям, заточены в подземную темницу, где и умерли от голода. В сюжете сконцентрирована судьба целой эпохи.
Характерно жанровое обозначение оперы, данное самим автором, - «Житие». Само это слово подчеркивает исторический характер происходящего. Житие святого – это достояние не столько истории, сколько легендарного прошлого, существующего в пространстве Вечности. С другой стороны, дословное его значение – «жизнь» - как будто подчёркивает, что для самой Морозовой подлинная жизнь была заключена в её последних днях.
В центре оперы – образ женщины-мученицы, потерявшей сына, власть и богатство, отдавшей свою жизнь. Смысловая идея оперы имеет общий характер – это столкновение разных позиций, возможность пойти на подвиг во имя своих убеждений.
Опера «Боярыня Морозова» напоминает об активно возрождавшихся в XX веке жанрах литургической драмы и мистерии. Об этом говорит и музыкальная драматургия.
Парадоксальность «Боярыни Морозовой» заключена и в её смысловой плотности при внешней лаконичности выражения – она длится чуть более часа. Необычен и исполнительский состав – хор, солисты и инструментальный ансамбль, состоящий из трубача, литавриста и ударника. Виртуозная шкала ритмов и динамики, разнообразных приёмов звукоизвлечения позволяет в полной мере оценить всё богатство тембровых возможностей этого нетрадиционного ансамбля.
Характер развития, значительная роль хора (авторский подзаголовок – «русская хоровая опера»), чёткий темпоритм в драматургии приковывают к себе внимание. Здесь есть и творчески переработанные фольклорные интонации, и стихия русской колокольности, столь любимая автором, и отрешенно-возвышенное звучание сакральных песнопений, и поразительные тембровые, звукоизобразительные находки в партии хора.