Новости

Мне вслед смотрел шаман

Мне вслед смотрел шаман

Уже почти три десятка лет Игорь Бурмак, президент красноярской городской федерации спортивного туризма, посвятил пещерной жизни. И сегодня он делится с нашими читателями о том, что таится в недрах земли, о буднях спелеолога и этикете пещерного человека.

  • Вот так же, как и вы сейчас, ровно двадцать семь лет назад, я впервые внимательно разглядывал крепежи, которые используют в своей работе спелеологи, - начинает свой рассказ Игорь Бурмак, разложив перед нами своё снаряжение. - Я тогда только после армии пришёл работать на завод телевизоров. Предприятие в те годы имело военное назначение, поэтому первый месяц я провёл в ожидании допуска в одной из лабораторий завода, где трудился Алексей Осадчук, руководитель спелеосекции при предприятии. Замечательный был человек, он-то и стал моим инструктором, предложив сходить в пещеру Караульную.

Темнота, блеск капель воды и эхо

  • Ощущения от этого похода помню до сих пор. Кромешная темнота, капёж, блеск капелек воды на сталактитах и сталагмитах, эхо, которое раздаётся от твоих шагов, летучие мыши…Одним словом, мир, полный тайн. Впечатлений было масса. В пещерах практически отсутствует запах, и когда после длительного пребывания там выходишь на поверхность, очень остро чувствуешь все тонкие ароматы - как пахнет земля, цветы. Тебя как будто захлёстывает волна. Ещё одно из впечатлений, которое связано уже не с Сибирью, а с пещерами на Кавказе, это девчонки с компотом. Под землёй-то его не сваришь.

В пещеру берётся только самое необходимое, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность. Всё тщательно рассчитывается по весу, калориям, совместимости продуктов. Меню спелеолога практически ничем не отличается от того, которое бывает у нас обычно: супы, каши. Но продукты мы используем сублимированные. Берём с собой шоколад, сухофрукты, сало. В обеззараживающих целях кушаем лук, чеснок. Условия-то под землёй жёсткие, температура плюс четыре градуса, влажность, темнота. И если что-то случится, помощь придёт нескоро, да и спасателей, умеющих работать на глубине, не так много. При этом дорога каждая минута.

Помню одну из первых экспедиций на Кавказ в пещеру Ганди глубиной пятьсот метров. Наш руководитель Виктор Мельников, спелеолог с двадцатилетним стажем, заболел, его состояние ухудшалось, и мы даже стали обсуждать варианты транспортировки Виктора наружу, хотя сделать это было очень тяжело. Место узкое, много вертикалей, глины. Слава Богу, что он усилием воли при нашей помощи всё же выбрался на поверхность сам. После этого случая на следующий год мы начали разрабатывать небольшой спасательный фонд, сконструировали специальные носилки, спланировали схему транспортировки в случае ЧП. Помимо этого ежегодно проводятся соревнования по спелеотуризму, где проверяется мастерство прохождения трасс и умение проводить грамотно спасательные работы. В настоящее время в крае формируется спасательный отряд по спелео и горному туризму.

«Белый» спелеолог накажет

  • Конечно же, поход в пещеры сопряжён с риском для жизни. И у любого спелеолога ощущение опасности развито очень остро. Присутствует и страх. Я, к примеру, очень настороженно отношусь к узостям. Бывает, пролезешь в щель, а потом думаешь: «А ведь тебе ещё назад этим же путём возвращаться». Здесь важно иметь крепкую психику, ведь пещеры таят в себе много таинственного. Любого новичка в нашем деле по традиции знакомят с легендой о «белом» спелеологе.

Это такая сказка про то, как два друга пошли в пещеру. Один смалодушничал и бросил своего товарища в тяжёлой ситуации на произвол судьбы, второй превратился в «белого» спелеолога и теперь ходит по пещерам, наблюдает, как люди ведут себя под землёй. Если плохо, то наказывает. Тех же, кто проявляет себя только с положительной стороны, награждает, показывая им самые красивые места в недрах земли. В жизни же мистика, скорее всего, навеяна рассказами о конкретных пещерах. К примеру, пещера Кашкулакская в Хакассии - она является культовой. В средние века там шаманы проводили свои обряды. На краю двадцатиметрового колодца делались жертвоприношения. Останки жертв были обнаружены палеонтологами на дне колодца.

Ходит много слухов, что в этой пещере живёт дух «белого» шамана. Он якобы приходит во сне к тем, кто решил там переночевать, и начинает выгонять незваных гостей. Нас из пещеры никто не выгонял, но довольно интересный случай всё же произошёл. Мы спустились под землю, а когда пришла пора совершить подъём наверх, первой это сделать должна была девушка из нашей экспедиции. Как только она застегнула зажимы и собралась взбираться, верёвка начала сильно раскачиваться, как будто кто-то сверху её дёргал специально. Мы даже подумали, что там действительно кто-то есть, и прокричали: «Кто там?». В ответ тишина. В итоге первым подъём совершил парень, огляделся - вокруг ни души! Я выходил из пещеры последним, и меня не покидало ощущение, что кто-то пристально смотрит мне вслед. Несмотря на произошедшее, считаю, что никакой мистики тут не было.

В 2001 году мы проводили научную конференцию «Проблемы экологии и охраны пещер», где выступил с докладом геофизик из Хакасии. Учёные вели в этой пещере исследования и обнаружили там определённые аномалии. Возможно, они каким-то образом влияют на психику человека.

Кто в подземелье живёт?

  • Изучением пещер занимаются не только геофизики и геологи. С нами очень тесно сотрудничают и микробиологи, которые участвуют в наших экспедициях. В Красноярске сформирована научная микробиологическая школа, и учёные нашли спелеологическим исследованиям довольно необычное применение. Они рассказывали, что сейчас совместно с китайцами и американцами участвуют в инопланетных исследованиях. На таких планетах, как Венера, Марс, внутри поверхности имеются полости, в которых, по мнению исследователей, может быть жизнь.

Находим мы в пещерах и много различных костей, которые потом отдаём палеонтологам. Это кости и гиен, и пещерных львов, причём, замечу, у нас в Сибири. И, как ни странно, ни разу не попались останки пещерных медведей. Зато такие находки встречались на Алтае, в Иркутской области. У нас мы находили под землёй даже кости мамонтов. Предположительно гиены разгрызали животное на куски, которые затем затаскивали в пещеры. Встречались и стоянки древнего человека.

Одна из основных целей спелеолога - поиск новых пещер и новых ходов в пещерах, которые уже известны. Очень часто такие ходы открываются в ходе раскопок. Работа эта опасная, может и завалить, поэтому необходимо соблюдать все правила техники безопасности и поведения в пещере. При прохождении вертикали обязательна страховка. Представляют опасность и огромные колодцы. В пещере Сарма, которая по глубине занимает второе место в мире, мы встретили колодец глубиной 250 метров. Там же вышли на карниз, откуда спускаться нужно на расстояние метров в семьдесят. Не видно ни свода, ни стен, просто верёвку в длину на два метра наблюдаешь, а потом темнота и дождик сверху. Прямо как в космосе!

Вообще, существует, можно сказать, определённый этикет спелеолога. Во-первых, в пещере нельзя кричать. И не только потому, что может завалить, но и по причине того, что криками можно разбудить летучих мышей. Особенно зимой, когда они в спячке. Тогда мыши могут просто погибнуть, питаться-то нечем, энергии не хватит дожить до тепла. Во-вторых, в пещеру нужно вносить минимум инородных предметов и не оставлять там никаких биологических отходов, кушать так, чтобы ничего не оставалось, не проливалось. Нельзя сорить, даже туалет под запретом. В-третьих, в пещерах нужно очень бережно относиться к минеральным образованиям, и когда идёшь, необходимо внимательно смотреть, куда ты наступаешь. Все эти правила соблюдаются для того, чтобы сохранить эти уникальные подземные дворцы для будущих поколений в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА