Новости

Работает ли на Устюгове и Волкове "Синдром серебряных призёров"

Работает ли на Устюгове и Волкове "Синдром серебряных призёров"

Бронзовые призеры обычно довольны своим результатом гораздо больше, чем серебряные, и исследование выражения лиц спортсменов на олимпиадах это наглядно подтверждает. Как объясняют этот феномен психологи?

«Те, кто занял на соревнованиях почетное третье место, обычно счастливей тех, кто получил серебряную медаль», – утверждают ученые канадского Северо-западного университета. Яркое подтверждение этой зависимости психологи выявили, просматривая церемонии награждения медалистов на Олимпиаде в Барселоне в 1992 году. Лица тех, кому вручали бронзовую медаль, были заметно радостней серебряных медалистов.

Как объясняют психологи, здесь работает так называемое «сослагательное мышление», касающееся не только спортсменов, но и каждого из нас. Когда с нами происходит важное и не вполне прогнозируемое событие, мы автоматически прокручиваем в голове, «что было бы, если…». Так, если мы знаем, что рисковали (например, мы чуть не опоздали на самолет или чуть не провалили экзамен, однако все закончилось хорошо), то мы, сами того не желая, мысленно прокручиваем альтернативный исход: «А ведь мог бы не успеть / не сообразить» — и считаем произошедшее удачей. Причем такой удаче мы радуемся куда больше, чем ситуации, когда риска не было и наш успех закономерен и ожидаем.

И наоборот, если у нас был шанс что-то выиграть, успеть, правильно ответить, но мы этого не сделали, мы мысленно прорабатываем вариант успеха: «А вот если бы я чуть раньше вышел, а если бы еще раз проверил ответы…» — и как следствие воспринимаем случившееся как неудачу. Такая неудача расстраивает нас больше, чем в случае если шанса выиграть у нас не было вовсе.

Именно это свойство мышления лежит в основе эффекта, получившего в спортивной психологии название «синдрома серебряных призеров». Серебряным призерам зачастую чуть-чуть не хватает до золота. Свое второе место они воспринимают как «почти золото». Начинает работать сослагательное мышление: «А вот если бы на том повороте я был чуть быстрее, я мог бы победить…». Высокое второе место, как ни парадоксально, часто воспринимается как неудача.

У бронзовых же призеров сослагательное мышление работает в обратную сторону: «Я мог бы вообще ничего не получить». Вот почему свое третье место они зачастую воспринимают как большую удачу.

  • Бронзовые медалисты, в отличие от серебряных, рады, что получили хоть что-то, – объясняет результаты исследования профессор психологии канадского университета Виктория Медвек. – А те, кто получил серебро, расстраиваются, что золото было в шаге от них, но досталось другому.

Кроме того, свою роль играют и ожидания спонсоров, фанатов и партнеров по команде. Получившим серебряную медаль оправдываться перед ними намного сложнее, считают психологи.

Именно поэтому серебряная медаль лыжницы Дженнифер Хейл, которая считалась главной надеждой канадцев на Олимпиаде в Ванкувере, вызвала у нее «смешанные чувства».

Под теорию подпадают и российские олимпийцы. Так, например, фигурист Евгений Плющенко, претендовавший на золото Олимпиады в Ванкувере, в итоге стал вторым и явно расстроился из-за этого. А конькобежец Иван Скобрев, принесший России бронзовую награду, признался, что очень доволен своим результатом.

Похожий эффект можно было наблюдать и после недавней победы российских биатлонистов в Рупольдинге: Алексей Волков и Евгений Устюгов, которые в эту субботу выиграли серебряную и бронзовую медали в индивидуальной гонке на 20 километров на пятом этапе Кубка мира по биатлону, комментируют свои достижения совсем по-разному. И если серебряный призер Алексей Волков в интервью заявляет, что «еще не вышел на пик своей формы» и «может бежать еще быстрее», то счастливый обладатель бронзы Евгений Устюгов признался журналистам, что ему было очень важно наконец подняться на подиум и он в целом доволен своим результатом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА