Новости
Андрей Куприянов: «Я пробовал писать песни на заказ - ничего не выходило».
Думать, что настоящие звёзды живут только в столице, глупо. В этом я лично убедилась, побывав на одном из выступлений красноярской группы «Озоновый слой». О создании коллектива, рождении песен, трудностях и радостях музыкального творчества рассказал солист группы Андрей Куприянов.
- С чего начинается история группы «Озоновый слой»?
- Её история началась ещё в 1988 году. В те времена дома у нас всегда звучали песни «Битлз» и другая качественная музыка, ведь папа мой был меломан и сам здорово играл на гитаре. Тогда же он принёс мне пластинку «Герой асфальта» группы «Ария». Для нас она стала настоящим открытием, которое произвело неизгладимое впечатление в плане музыки и в плане песенного текста. И тогда же выстреливает группа «Кино». Вся молодёжь Советского Союза, в хорошем смысле, сошла с ума. И именно это стало для меня кличем к тому, чтобы взять в руки гитару.
Первая песня, естественно, была про любовь. Я лежал в больнице с пневмонией и из-за разлуки с любимой девушкой написал нечто вроде «Ну, где же ты, мне здесь хреново, температура, чего-то там…». А годом позже я задался целью создать в школе рок-группу. В СССР это было практически невыполнимо, но я набрался смелости, пошёл к директору школы… И в течение шести месяцев я упорно убеждал её в том, что школе 104 посёлка Подгорный просто необходимо иметь собственный вокально-инструментальный коллектив. Директор не выдержала и попросила подготовить смету и список всего необходимого.
Как сейчас помню: инструменты мы купили в Красноярске, в музыкальном магазине возле цирка. Все они были made in СССР, не очень хорошего качества, тем не менее моя мечта сбылась - я создал свою собственную группу. Первое рабочее название её было «Морг». Почему оно было таким, я даже сегодня ответить не могу. Наверное, мы вдохновились мрачным имиджем «Кино» и решили конкретно закосить под них. Наш первый текст был построен на шокирующем опыте, связанном с бюрократией, о том, как несладко живётся в Советском Союзе. И хотя наш проект существовал лишь в рамках репетиционной базы, то есть нашей школы, он положил начало всем началам. После «Морга» был ещё один проект, названный «Взводом», он просуществовал с 1994-го по 2003 год.
- Каким образом «Взвод», а изначально «Морг», сумел стать «Озоновым слоем»?
- На «Живом звуке», первом большом фестивале с нашим участием, один человек усмехнулся над названием нашей группы, решив, что мы будем выступать в камуфляже. Позже, выступая на разогреве группы «Сплин», мы задумались, что название «Взвод», и правда, так себе. Тогда мы лихорадочно стали придумывать новое. Выдавали не самые хорошие идеи, пока мы не вспомнили, что на подходе наш новый альбом - «Озоновый слой». Это название устроило всех, и всё решилось. Со временем появилась необходимость в создании логотипа группы для оформления альбома, в чём нам помог наш менеджер. Он создал несколько вариантов, но нынешний, который символично запрещает самолётам падать, показался нам наиболее подходящим.
Я патриот и считаю, что Красноярск - это самый лучший, сильный и мощный город.
- Что вызывало трудности на Вашем творческом пути?
- По большей части это какие-то бытовые катаклизмы, которые всё останавливают. Студийная работа - это ведь не панацея, и группе необходимо выступать на каких-то площадках, в чём нам нередко мешает наша географическая принадлежность. Ведь в Центральной России количество фестивалей гораздо больше, как и людей, их посещающих, а расстояние между городами меньше. Нам же для поездки, например, в Питер и обратно, чтобы выступить 15 минут, необходимо потратить круглую сумму на перевоз музыкантов и инструментов. Нас иногда спрашивают, готовы ли мы переехать, но я уверен, что для этого нужны жёсткие основания. Я ведь патриот и считаю, что Красноярск - это самый лучший, сильный и мощный город.
Огромное количество слушателей - это энергетический наркотик, который невозможно купить ни за какие деньги.
- Случались ли на Ваших выступлениях курьёзные случаи?
- Не раз. Помню, в 2003-м на фестивале «Живой звук» мы выиграли возможность выступить на разогреве «Сплина». И вот уже стоим на сцене, техники помогают нам подключиться. Я по очереди поворачиваюсь к каждому и спрашиваю, готовы ли они. Готовы оказались все, кроме Лёхи Хитрова. На тот момент он был ещё не басистом, а соло-гитаристом. Заиграла музыка, я начал петь. Вскоре должна была быть партия Хитрова, но, оглянувшись назад, я увидел, что он и два техника мечутся по сцене, как в процессе выяснилось, из-за проблем со шнуром. Их удалось устранить именно в момент вступления соло-гитары. И тут все выдохнули.
Помимо этого случая был ещё один забавный в Екатеринбурге на фестивале «Старый новый рок». Тогда мы чуть было не сожгли съёмную квартиру. На кухне была газовая печь. Клавишник включил газ, поставил что-то разогреваться и ушёл. Вся деревянная утварь вокруг загорелась, огонь распространился на обеденный стол. К нашему счастью, всё обошлось, пришлось лишь заменить скатерть.
- Ваши выступления собирают большое число слушателей. Вы рады, что так много людей интересуется Вашим творчеством?
- Конечно, я рад. Люди чувствуют нашу искренность во всём, что бы мы ни делали. Мы ведь ничего не планируем заранее. Не продумываем одежду, поведение на сцене. Всё это происходит по наитию. И наши слушатели это понимают. В 2007 году выступление с «Агатой Кристи» оставило неизгладимое впечатление в плане того, что 20 тысяч человек собралось на площади, и все они пели песню «Я живой». Огромное количество слушателей - это настоящий энергетический наркотик, который невозможно купить ни за какие деньги. Мы испытываем счастье, когда понимаем, что нужны людям. Поклонники из разных городов пишут нам письма с благодарностью за то, что мы своим творчеством помогли им выбраться из трудных жизненных ситуаций. Это говорит о том, что мы не зря проживаем нашу жизнь, и подстёгивает на новые подвиги.
- Какая музыка Вас вдохновляет? Каким музыкальным бандам отдаёте предпочтение?
- В плане музыки я всеяден. Но русскую, например, я не слушаю. Причины как таковой нет, но, видимо, я нахожусь в таком настроении, что мне она просто неинтересна. Тем не менее я считаю довольно неплохими и близкими мне некоторые русские рэп- и рок-коллективы. Зато мне нравится практически весь западный альтернативный рок - «Metallica», «AC/DC», «The Beatles».
Мне нравится, что сейчас многие музыканты стали экспериментировать, смешивать жанры, стирая границы. Я тоже не разделяю музыку на рок, попсу и так далее. Считаю, например, что современная попса теперь является довольно качественным продуктом, и я не стыжусь слушать песни некоторых поп-коллективов.
- Как происходит процесс создания песен?
- Зачастую написанные мною песни основаны не на моём личном опыте, я лишь воплощаю в слова картинки, возникающие в голове. И затем уже рождается музыка. Так что люди, убеждённые, что если автор в своём тексте повествует о наркотиках, значит, он их употребляет, если о парашютистах - он прыгал, ошибаются.
Например, «Девочка-кисточка» - непринуждённая забавная песня, возникшая, по большому счёту, из ниоткуда. Появился некий образ, а затем исчез, но песня осталась. И это безобразие многие любят. Некоторые видят в ней даже нотки мазохизма, а кто-то находит, как и во многих других существующих песнях, самого себя. Все наши песни сделаны на вдохновении. Специально ни одной песни написано не было. Я пробовал писать на заказ - ничего не выходило.
А вдохновляясь, за один присест могу песню сочинить, только и остаётся потом, что проверить, как легла рифма. Такой случай был с композицией «Озоновый слой». Я написал её в ванной комнате, потому что все остальные были заняты, мне пришлось уединиться. Тогда я создал весь текст сразу от начала до конца.
- Случались ли моменты, когда Вам до тошноты надоедало такое несчётное количество раз играть одно и то же?
- Возможно, такое бывает у кого-то из участников группы, но, однозначно, не у меня. Например, песню «Я живой» мы играем каждый концерт, и зачастую возникает желание на том или ином выступлении её убрать из репертуара, тогда мы оставляем её на бис. А бис случается всегда, так что петь нам её все равно приходится.