Новости
Реформа не сводится к выборам или назначению
Быть или не быть местному самоуправлению? И если быть, то каким? Сегодня свое мнение по этому важному вопросу высказывает наш эксперт, директор Краевого государственного учреждения «Институт муниципального развития», кандидат юридических наук Алексей Менщиков.
- Хотелось бы отметить, что в дискуссии о путях развития местного самоуправления вопрос о том, выбирать или назначать мэров городов, я бы поставил последним по значимости. Более того, непонятно, кто вообще является инициатором идеи. Во всяком случае, президент России Владимир Путин вполне ясно заявил, что он против назначения глав местного самоуправления. На самом деле у местной власти сегодня есть гораздо более актуальные вопросы, касающиеся самих принципов организации управления муниципальными образованиями. Это очень ярко показал всероссийский съезд муниципальных образований, состоявшийся в ноябре 2013 года. По итогам съезда Владимир Путин подписал ряд поручений правительству РФ, касающихся совершенствования системы местного самоуправления. Поручения должны быть выполнены до 1 июня 2014 года. В рамках этой работы сегодня аккумулируются предложения от муниципальных образований и иных заинтересованных структур. Таких предложений на сегодня уже около 300. Причём спектр мнений полярный. Одни предлагают существенное расширение полномочий муниципалитетов и пересмотр межбюджетных отношений в пользу местного уровня власти. Другие фактически предлагают ликвидировать самоуправление на местах, заменив его государственной вертикалью.
На самом деле, российский опыт показывает, что большая местная самостоятельность - не гарантия процветания. Если вспомнить историю самоуправления в Красноярске, то мы вынуждены будем констатировать, что наилучшими периодами в развитии нашего города былj начало XX века до революции 1917 года и 60-70 годы прошлого века. В первый период существовала городская дума, избиравшаяся далеко не всеми гражданами Красноярска. Избирательного права были лишены женщины, ссыльные, «инородцы». Городской голова избирался опять-таки не всеми жителями, а только членами думы и утверждался губернатором Енисейской губернии и министром внутренних дел в Петербурге. Во второй период местное самоуправление фактически вообще отсутствовало. Тем не менее в это время интенсивно строились жилые дома, предприятия, объекты науки и искусства.
Проблема в том, что реальная самостоятельность требует и реальной финансовой базы, которой у большинства муниципалитетов нет. Структура российской экономики, к сожалению, неизменна на протяжении нескольких веков. Если раньше страна продавала лес, пеньку, сало, мёд и воск, то сегодня главная составляющая доходов - торговля углеводородами. Но это государственный, а не муниципальный источник. Собственные доходы большинства из 25000 муниципалитетов России далеко отстают от их потребностей. Экономическая и политическая реальность такова, что местное самоуправление зависимо от государственных финансов. Однако это вовсе не означает, что необходимо провести полное «огосударствление» муниципалитетов. По той простой причине, что муниципальные проблемы объективны и не решаются простым изменением формы власти.
Гораздо продуктивнее, на мой взгляд, изменение некоторых принципов организации местного самоуправления. В частности, интересны предложения, сформулированные Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Речь идёт о так называемой агломеративной модели развития. Сегодня крупные города являются центрами притяжения, так или иначе включающими в процесс своего развития близлежащие территории. В пригороде ведётся достаточно интенсивное строительство, существует маятниковая трудовая миграция, расположены инфраструктурные объекты, имеющие для города первостепенное значение. Например, красноярский аэропорт находится на территории другого муниципального образования. Таким образом, есть экономические и социальные предпосылки для комплексного развития территорий, далеко превосходящих те, что ограничены городской чертой. Нет лишь одного - правового статуса агломерации. Определение этого статуса позволило бы местному самоуправлению не только решать более масштабные, чем сегодня, задачи и, соответственно, получить большие полномочия. Создание агломераций серьёзно усовершенствовало бы сам институт местного самоуправления. Ведь в такой структуре по необходимости должна действовать система представительства интересов каждого из самостоятельных муниципальных образований, входящих в агломерацию. Эта система может быть реализована в виде двухступенчатой представительной власти. Местные советы направляют своих делегатов в представительный орган агломерации. Понятно, что каждый такой представитель отстаивает интересы своей территории. Сегодня же депутаты городского парламента не имеют такого рода полномочий в отношении округов, от которых они избирались.