Новости
Роман Орешников: «Не вижу берегов, еду прямо на победу»
В спортивной карьере Романа Орешникова, участника Олимпийских Игр в Турине и Ванкувере, его величество случай сыграл не последнюю роль. Сначала, когда ещё Роман занимался лёгкой атлетикой и жил в Чебоксарах, судьба случайно свела его с Сергеем Смирновым, который сейчас является старшим тренером сборной Красноярского края, как и герой нашего интервью. Позднее, когда Орешников переехал в Красноярск и решил уйти из своего вида, именно Смирнов и предложил ему попробовать себя в бобслее.
- Помните ощущения после первого заезда?
- Ещё бы! Многие почему-то стесняются и не рассказывают о своих ощущениях. Я же честно признаюсь, что был в шоке. Как будто бы засунули в бочку и скинули со скалы. Тебя бьёт всего с разных сторон, вокруг какая-то пыль, и вообще непонятно, что творится. И только в конце трассы слышишь: «Тормози, приехали!». Конечно же, страшно поначалу, поэтому прекрасно понимаю тех ребят, которые хотят попробовать себя в бобслее, приходят, наблюдают за заездом и после говорят: «Я не поеду». Высота трассы, скорость бобов пугает, но в этом нет ничего зазорного. Лично я стал привыкать и понимать этот вид спорта только после десятого заезда.
- А как долго шли к первой в Вашей жизни Олимпиаде?
- Когда Сергей Владимирович Смирнов мне предложил попробовать себя в бобслее, я сразу же согласился и показал третий результат. А чуть позднее на тестировании стал первым в спринте и хорошо зарекомендовал себя в толчке, в итоге меня сразу же взяли в сборную России запасным. Конечно же, цели попасть на Олимпиаду я тогда перед собой не ставил, основная задача была набрать хорошую форму, проявить себя и закрепиться в команде. Помню, по окончании сезона в Австрии нам выдали экипировку, и мы, абсолютно счастливые, собирались домой. И тут заходит президент Федерации бобслея России Валерий Дмитриевич Лейченко и говорит: «Роман Орешников, ты домой не едешь, а отправляешься на Олимпийские игры запасным». В Турине мне посчастливилось выступить в двойке с Евгением Поповым, мы заняли 18-е место. И там я получил большой опыт на всю мою дальнейшую спортивную карьеру. Евгений тогда меня настраивал: «Не заморачивайся на том, что это Олимпиада, для нас это простые соревнования. Просто встаём, бежим, делаем своё дело и уходим». Так и получилось.
- Вы тогда, можно сказать, были ещё начинающим спортсменом. Попова этот факт не смутил?
- Наоборот, после Турина Евгений собрал нас, молодёжь, в четвёрку: меня, Труненкова и уже зарекомендовавшего себя разгоняющего Дмитрия Стёпушкина. Тогда ему кто только не говорил, пытаясь переубедить: «Жень, ты совершаешь ошибку, ведь они же ещё молодые, и абсолютно непонятно, как всё сложится». А мы заняли сначала второе место, третье, первое и понеслось… Сезон у нас прошёл на ура, выиграли Кубок мира, стали призёрами на чемпионате Европы. Причём, что было особенно приятно, трое в четвёрке - красноярцы! Возможно, именно этот факт и повлиял на результаты, нам было проще и легче тренироваться, готовиться. В следующем сезоне нашу тройку поставили в четвёрку к Зубкову, мы опять же выиграли Кубок мира, на чемпионате мира заняли второе место и уже целенаправленно стали готовиться к Ванкуверу. Но перед Играми на контрольной тренировке я травмировал колено и отправился в Красноярск лечиться, причём делать это надо было очень быстро, чтобы всё же выступить на Олимпиаде.
- Именно травма и стала причиной того, что в Ванкувере Вы оказались не в первой четвёрке?
- Тогда я хоть полечился, но ногу на всякий случай тейпировали. Александр Зубков меня спросил: «Рома, ты готов?». Я ответил прямо: «Саша, все хотят в первую четвёрку, но пока не буду убеждён, что нога восстановлена на сто процентов и я вас не подведу, в боб не сяду». Зубков со мной согласился и после меня уже к себе не позвал, но я не расстроился и бежал в Ванкувере в четвёрке Дмитрия Абрамовича, мы заняли девятое место.
- Вы выступали и с Зубковым, и с Поповым. В чём разница между пилотами?
- Женя пилотирует более грубо, просто идёт на таран. Как говорится, не вижу берегов, еду прямо на победу. Саша в этом плане продуманнее, подходит ко всему взвешенно, отсюда и результат, который мы сейчас наблюдаем.
- А как Вы оцениваете результаты выступлений в нынешнем сезоне Дмитрия Труненкова? Хотя окончательно список участников Олимпиады в Сочи ещё не сформирован, но по некоторым видам спорта, в частности бобслею, уже есть те, с кем определились, и они точно едут в Сочи. Я почему-то не увидела в их числе Труненкова.
- Труненков на сегодня самый сильный разгоняющий в России, готовится к Играм и поедет в Сочи. Судя по его тестированиям, он хотя и понемногу, но прибавляет и становится всё дальше от своих конкурентов. Я считаю, что сейчас он в отличной форме и хорошо подготовлен к Олимпиаде. Помимо Дмитрия Труненкова сейчас прикладывает все усилия для того, чтобы попасть в Сочи, и Николай Хренков. В прошлом сезоне его сильно выбила из колеи болезнь, которая помешала хорошо восстановиться. Летом он попытался себя зарекомендовать, выиграл тестирование, но там не участвовали лидеры, такие, как Труненков и Воевода. И Хренков тогда занял первое место. До Олимпиады есть ещё время, и мы надеемся, что Коля всё же попадёт в третий экипаж к Захарову.
- На Ваш взгляд, кто будет в Сочи нашими основными соперниками?
- Я считаю, что это американцы и немцы. Хорошими претендентами на призовое место, думаю, будут и латыши. На сочинской трассе очень пологий старт, при котором нужны спринтёры. Поэтому сейчас пошла такая тенденция, что пилотами ставят бывших разгоняющих, а латыши в этом сильны.
- А как ещё охарактеризуете трассу в Сочи?
- Я на ней выступал на чемпионате России, надеялся, что всё-таки получится после травмы колена вернуться в спорт. Тогда у меня произошёл переломный момент, и я окончательно осознал, что нужно завязывать с большим спортом. Вернёмся к трассе, она шикарная, скоростная, не скажу, что лёгкая, но со своими изюминками. Думаю, наши пилоты её уже основательно изучили, прикатали, знают все плюсы и минусы, где можно срезать, а где проехать прямо. Вообще же у меня несколько любимых трасс. Одна из них в Швейцарии, единственная натуральная трасса, к тому же скоростная. В Кёнигзее мне очень нравится старт, откуда открывается прекрасный вид на озеро, расположенное за трассой. Красота, я вам скажу, неописуемая! Ну и, конечно же, не могу не сказать о трассе в Австрии. Там проходят курс обучения начинающие пилоты, соответственно, она лёгкая, и ехать по ней одно удовольствие.
- Поскольку бобслей технический вид спорта, то результат во многом зависит от боба. Где изготавливаются боевые машины для красноярцев и для сборной России?
- Благодаря усилиям министерства спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края и администрации Красноярска, в феврале 2011 года у нас появились новые бобы - двойка и четвёрка. Бобы заказывали в Германии, где приобретаются машины и для сборной России. Для самих же немцев бобы изготавливает специальная фирма, которой на эти цели их государство выделяет довольно крупные средства. У них разработана своя технология производства, используются разные ноу-хау, бобы делаются под каждого конкретного спортсмена. Всем желающим из других стран приобрести у них технику немцы отвечают отказом. У нас в России пока нет таких специалистов, и мы только планируем двигаться в этом направлении.
- Хотя сегодня основной акцент все делают на Олимпийских Играх, но на Сочи спорт не заканчивается. Будут ещё и другие Игры. Хотелось бы узнать у Вас, как у старшего тренера сборной Красноярского края, тренера академии зимних видов спорта, о том, какую смену растите нынешним олимпийцам?
- Действительно, общаюсь сейчас с тренерами, все только и твердят об Олимпиаде. Но давайте откроем глаза и посмотрим, что на Сочи ничего не завершается, виды спорта также будут существовать и развиваться, а ребята продолжать тренироваться и выступать. И поскольку сибиряки уже не раз проявляли себя в бобслее и скелетоне, уступать позиций мы не собираемся. У нас есть очень хороший спортсмен Никита Трегубов. Ещё в прошлом году парень показывал относительно средний результат. После того как мы отправили его на этапы Кубка Европы, он набрался опыта, узнал новые трассы, загорелся и в настоящее время является лидером Кубка континентов. Сейчас у него есть все шансы попасть в олимпийскую сборную третьим скелетонистом, хотя на самом деле он ещё юниор. Ещё один перспективный скелетонист, который идёт следом за Трегубовым, это Александр Мутовин. Среди девушек хорошо себя зарекомендовали Юлия Канакина, Ольга Никандрова и Анастасия Новикова. Есть у нас и подающие надежды девушки в бобслее. Это пилот Анастасия Шлапак и её разгоняющая Елена Студзинская, а также Анастасия Тамбовцева, которая будет выступать в Сочи. Настя Шлапак начинала со скелетона и отчаянно просилась в бобслей. В итоге решили всё же попробовать её в этом виде, сейчас Настя уже начинает конкурировать с девушками из сборной России, которые очень хорошо катаются. Вообще, сейчас у нас идёт активная подготовка скелетонистов, бобслеистов и саночников ко II зимним юношеским Олимпийским играм, которые пройдут в норвежском Лиллехаммере в 2016 году. Сегодня на начальном этапе ребята накатываются на санной трассе в Красноярске. В настоящее время она является тренировочной базой для начинающих. Затем по итогам тренировочных тестирований произойдёт отбор и спортсмены отправятся на санно-бобслейные трассы Сигулды (Латвия) и Сочи для дальнейшего повышения мастерства.
- Удивительно, красноярцы лидируют как в бобслее, так и в скелетоне, но своей трассы у нас нет.
- Это, безусловно, большой минус. Мы надеялись, что бобслей, скелетон и сани войдут в программу Универсиады-2019 и при академии зимних видов спорта построят санно-бобслейную трассу, но этого не произошло. И пока этот объект у нас только в планах. Но что уже точно будет возводиться, так это эстакада - короткий промежуток трассы, где отрабатывается стартовая подготовка, кто и где стоит, с какой стороны будет запрыгивать в боб и как. Надеюсь, что с её появлением мы - сибиряки улучшим результаты и основательно закрепим свои позиции в сборной России.