Новости

Красноярский край станет территорией опережающего развития

Красноярский край станет территорией опережающего развития

Что развивать, кого опережать?

Уже в этом году наш край должен превратиться в территорию опережающего развития. Во всяком случае, именно такова установка главы государства. О том, что Дальний Восток и Восточная Сибирь, включая Красноярский край, получат особый статус, Владимир Путин заявил ещё в своём послании Федеральному собранию. А затем президент поручил правительству обеспечить все необходимые меры для создания территорий опережающего развития в этих регионах…

Но очевидно, только решениями сверху такой проект не запустишь. Необходимо встречное движение на местах. И в первую очередь надо сформулировать ответы на несколько определяющих вопросов: в каких сферах мы должны развиваться, и какие ресурсы для этого необходимы. Сегодня мы начинаем обсуждение этой темы. Своё мнение высказывают наши эксперты.

Два ресурса: экономический и управленческий

Юрий МОСКВИЧЮрий МОСКВИЧ, проректор по стратегии развития и международному сотрудничеству КГПУ, член Клуба технологического и инновационного развития России, член Сибирского экспертного клуба, руководитель направления «Общество. Человек. Культура» Сибирского научно-образовательного консорциума:

  • Вопрос об ускоренном развитии территорий Сибири обсуждается не первый год. В своё время была выдвинута идея создания соответствующей госкорпорации. Но камнем преткновения встал вопрос: как эта структура встроится в существующую систему территориального управления, и какова будет роль местной власти. Сегодня я вижу прогресс: роль местных органов власти резко увеличилась, поскольку им переданы многие дополнительные полномочия. Конечно, есть вопросы по распределению налоговой базы, но главное в другом: в какой степени органы власти, в том числе и муниципальные, готовы воспринять идею создания зон опережающего роста как стимул для своего развития. Ведь недостаточно лишь мер экономического стимулирования - нужна и система управленческих решений. Что же касается возможных направлений, то, с моей точки зрения, помимо промышленных, ресурсных проектов у нас есть очень серьёзные перспективы в аграрном секторе, учитывая ситуацию с продовольствием в мире. Впервые в крае может произойти то, что никогда не обсуждалось: создание зон опережающего развития в сельском хозяйстве. Проблема в том, придут ли инвестиции и насколько эффективно будут использованы.

Льготы под инициативу

Евгения БУХАРОВАЕвгения БУХАРОВА, председатель постоянной комиссии по экономической политике, собственности и содействию развитию предпринимательства Красноярского городского Совета депутатов, директор института управления, экономики и природопользования СФУ:

  • Пока весь комплекс правительственных мер нам неизвестен. Мы знаем лишь предложения о льготном налоговом режиме и создании условий, сопоставимых со странами АТР. Надо понимать, что масштабы территорий таковы, что вытянуть сразу весь регион не представляется возможным. Поэтому речь может идти лишь о пионерных проектах, которые должны, с одной стороны, создать точки роста, а с другой стороны, стать модельными для реализации дальнейших проектов.

Что касается конкурентных преимуществ, то на сегодняшний день единственным является ресурсная база. И пока она есть, президент ставит задачу использования её для создания нересурных, обрабатывающих отраслей. Самое очевидное - это создание производств, обслуживающих добычу ресурсов: это и машиностроение, и услуги. Но конкретика должна обсуждаться. И прежде всего, на местном уровне, где многие вещи более очевидны, чем в федеральном центре. Потому что придумать «из головы» различные подходы можно, но они будут чисто теоретическими. А предложения «от земли» должны сформулировать регионы. И в администрации края, и в городе эти обсуждения идут. Думаю, что этот посыл сформулирован и в поручениях правительства. Налоговые преференции пока сформулированы в основном в части региональных налогов. Но если предложения в регионах будут сформулированы с понятными эффектами, то тогда сам бог велел работать с Правительством РФ по получению преференций уже федерального порядка.

Успешны только реалистичные проекты

Михаил ВАСИЛЬЕВМихаил ВАСИЛЬЕВ, председатель союза промышленников и предпринимателей Красноярского края:

  • Существует два достаточно разных подхода. Есть сибиряки, которые воспринимают слова президента с надеждой. И есть правительство, для которого поручения президента - источник головной боли в силу недостатка разнообразных ресурсов. А ещё есть Минфин, который понимает, что ничего этого не будет, потому что просто нет денег. Поэтому правительство, образно говоря, будет делить на два, а может, и на двадцать два. И когда мы получим набор управленческих документов, надо их очень внимательно сопоставить с тем, о чём мечтал президент.

Что такое зона опережающего развития? Кого и в чём мы хотим опередить? Заняться лесопереработкой? Но тогда давайте на уровне федерального центра примем ряд понятных действий, связанных, прежде всего, с таможенным законодательством. И будем понимать, что через 50 лет здесь будет пилиться 20 миллионов кубометров леса, причём без последствий для основного массива. Поэтому когда мы задаём ориентиры, мы должны хоть как-то переводить их на язык достижимых показателей. Например, тогда надо сказать, что доля малого бизнеса в сибирских регионах должна достигать 40 процентов в ВРП. Или реальная заработная плата населения должна в 1,5 раза превышать аналогичный показатель в центральной России.

В условиях жесточайшего бюджетного кризиса и непонятных перспектив его развития мы не очень понимаем, есть ли у нас источники для формирования зон опережающего развития из бюджета. А раз мы этого не понимаем, то тогда и об условиях частно-государственного партнёрства говорить сложно. Кто будет вкладывать сюда без государства? Поэтому когда мы увязываем налоговые преференции с инвестициями, мне всё-таки кажется, что в логике президента первичны должны быть инвестиции. И я слабо верю, что кто-то придёт сюда с деньгами на очень неопределённом институциональном фоне. Банки ведь не кредитуют сибирские проекты дешевле, чем другие проекты. В этом смысле непонятно, где инвестор возьмёт ресурсы, а сегодня во всём мире основные инвестиции осуществляются именно за счёт кредитных ресурсов.

Поэтому я хотел бы, чтобы тезисы, заложенные в послании президента, в решениях правительства были доведены до ощущения реалистичности. Пример логики, в которой надо размышлять: если наш край является грузоотправителем, у нас формируются большие объёмы леса, угля, рудных материалов, мы можем говорить о том, чтобы здесь восстановить машиностроение и строить железнодорожный транспорт - вагоны. Этот комплекс тянет за собой массу сопутствующих производств. Сталь - рядом, в Кузбассе. Энергоресурсы - в избытке. Алюминий, и первичный и в виде сплавов, есть. Технология изготовления из него - тоже есть.

Если мы под нужды КАТЭКа строили экскаваторный завод, то почему мы не можем построить машиностроительное предприятие под нужды Норильского никеля? Есть объективные условия, которые подсказывают, в каком направлении нужно двигаться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА