Новости
И конечно припевать лучше хором…
В российских школах, возможно, снова начнут петь. Проект по внедрению урока хорового пения находится в стадии разработки. Когда-то занятия с демонстрацией ученических вокальных данных были обязательными. Позже вместо уроков пения появились уроки музыки, где ребятам приходилось быть лишь слушателями, но уже не исполнителями. Нужно ли вернуть песнопения в школы, узнавали «Городские новости».
Противников инициативы среди обычных граждан, не имеющих отношения к музыке, искать не пришлось. Их большинство. Люди, давно окончившие школу, говорили, что сама идея отдаёт социализмом. Родители учеников сетовали, что дети и без того загружены в школе.
- Я против уроков пения, - говорит Анастасия, мама будущей первоклассницы. - Во-первых, это дополнительная нагрузка на ребёнка, во-вторых, это ещё и стресс. Если моя дочка в принципе не поёт, и у неё нет ни голоса, ни слуха, почему она должна это делать? И как, интересно, её будут оценивать?
Захочет ребёнок петь или нет, зависит только от педагога. Равно как и отметки, которые будут получать юные вокалисты, зависят от учителя.
Пение - это здорово, - уверена Светлана Чернова, заместитель директора по дополнительному образованию школы № 6 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. - Оно ведь, наоборот, раскрепощает. Я почти 20 лет являюсь учителем музыки и знаю, что петь дети очень любят. На уроках я стараюсь отводить минут 10 пению и вижу, что ребята делают это с удовольствием, тем более сегодня столько возможностей есть для этого - интересный репертуар, минусовки…
Нам нужно привлекать и приучать детей к пению, это не только повышает культуру, но ещё играет большую воспитательную роль, - говорит Дмитрий Ходош, главный хормейстер Красноярского государственного театра оперы и балета. - Поэтому вопрос о возвращении в школы уроков пения весьма актуален. В своё время их заменили на уроки музыки, во время которых дети просто слушают произведения. В то время как пение - это не пассивное восприятие, а соучастие, совместная активная деятельность, которая очень облагораживает. Наше общество сегодня очень разрозненное, а пение как раз позволяет сплотить коллектив, воспитывает патриотические чувства.
Раскрепоститься, облагородиться и даже физически окрепнуть - всё это можно сделать во время пения. Это доказанный факт: помимо эстетического воспитания, занятия вокалом благотворно сказываются на здоровье человека. Например, людям, страдающим лёгочными заболеваниями, английские медики настоятельно рекомендуют посещать уроки пения. Вокальное мастерство помогает чувствовать себя лучше, благодаря особой технике дыхания.
- Это на самом деле так - пение благотворно влияет на физическое развитие детей, - продолжает Светлана Анатольевна. - Я согласна, школьники сегодня очень загружены, но уделять время пению, на мой взгляд, всё-таки нужно. И даже если ребёнку медведь на ухо наступил, всё равно во время учёбы можно будет развить ему слух. Что касается оценок, здесь всё очень просто: я не беру во внимание вокальные данные, а смотрю на эмоцию - то, с каким отношением ученик исполняет произведение, как проникается им. Это важнее.
Впрочем, наши эксперты, поддержавшие идею с введением уроков пения, не стали говорить о том, что эксперимент стоит внедрять во что бы то ни стало. Но есть признанные в музыкальном мире мэтры, которые уверены: это непременно требуется сделать. «И не надо никого убеждать. Это необходимо делать. Пение в школе должно быть два часа. Один из них - это хор, другой - история музыки», - высказался Геннадий Дмитряк, художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической хоровой капеллы России. Он обеспокоен тем, что страна не поёт, утратились традиции хорового пения, которыми всегда славился русский народ. Исправлять ситуацию нужно начинать со школ. Но ведь восстановить то, что нарабатывалось десятилетиями, вряд ли удастся быстро. И даже если проект по внедрению уроков пения реализуется, это вовсе не означает, что завтра наша страна запоёт слаженным хором.