Новости

«Накамура баню просит!»

«Накамура баню просит!»

Быть равным среди лучших

Отсверкал второй «Волшебный лёд Сибири». Созданы замечательные скульптуры изо льда и снега, определены победители. Красноярцы и гости города ещё долго смогут любоваться произведениями зимнего искусства. Мы же хотим немного рассказать о том, что осталось за кадром фестиваля.

Пару раз пришлось слышать от знакомых: «Не верится, что к нам сюда приезжают самые лучшие». Как вы не правы, товарищи. Да, возможно, состав участников первого фестиваля был не самым звёздным на планете, хотя это весьма условно: прибыли очень сильные мастера. Гости тогда поехали на авторитетное имя Александра Зайцева, живого классика ледовых скульптур, одиннадцатикратного чемпиона мира (хотя сам классик скромно заявляет: «Мы просто отправили им приглашения от фонда «Дикси»). Потом сработало сарафанное радио, и в этом январе на Енисее оказались не просто сильные - сильнейшие.

  • Конкуренция была жёсткой уже на этапе эскизов, - рассказывал ещё до подведения итогов Александр Зайцев. - Итальянцы, к примеру, второй год не могут к нам пробиться. Приехали великие, не побоюсь этого слова, мастера. Равные среди лучших. Один Джиничи Накамура из Японии чего стоит! Он такой... Художник-инженер. Фигуры сложнейшие, всё - на сопромате. Большой мастер, величина!

Родиной ледовых скульптур считается Китай. Когда тамошние рыбаки выходили на лов рыбы, они ставили на берегу специальные фонари: морозили на улице воду в корзинах, потом лёд вынимали, проделывали в нём отверстие и пристраивали туда свечу. Получался своеобразный маяк. Эти фонари-маяки оставались на берегах и служили украшением праздников и местом игр для местных ребятишек.

Художники могут несколько отступать от эскизов (тематика при этом остаётся), и тому есть несколько причин - погода, качество материала. Тогда приходится что-то менять в конструкции. У того же Накамуры пару раз скульптуры падали в последний момент. Однажды подпилил последнюю подпорку и... огромная многотонная полулежащая женщина рухнула. За ней охнул-рухнул народ, зато потом грохнули овации.

На нынешнем фестивале обошлось без таких эксцессов. Да и вообще, гостям всё понравилось. Александр Парфёнов из Барнаула, получивший в прошлом году Гран-при за нашумевшую работу «Звучание рыбы», считает, что Красноярск правильно не торопился встать в очередь на проведение ледовых фестивалей, хотя имеет прекрасную художественную школу. И выстрелил в нужное время. Рейтинг фестиваля растёт.

Нам с вами, конечно же, непонятны многие нюансы в организации подобных мероприятий. Кажется - был бы качественный лёд, а всё остальное дело техники и умения мастеров. Между тем важнейших моментов масса.

Мы разговаривали с несколькими участниками, которые прошли огонь, воду и ледяные трубы на самых крупных и престижных мировых фестивалях и чемпионатах. Довелось услышать даже такую неожиданную фразу: «Есть организаторы-убийцы». В чём тут дело? В технике безопасности? Оказывается, в другом.

Не соотнесли устроители фестиваля число скульпторов, условно говоря, с длиной батареи, на которой сушатся рукавицы - люди, выходя работать с сырыми «чехлами для рук», гробят суставы. Комбинезоны и обувь до конца не высохли - полетели спины, колени, обморозились пальцы ног. И так далее.

Удобным должно быть проживание. Ведь если до места резки от гостиницы приходится ехать около часа... Что уж тут объяснять. (В нашем городе команды проживали в гостиницах «Красноярск», «Огни Енисея» и «Уют».) Необходимо место, где авторы могли бы элементарно отдохнуть, согреться, выпить горячего чая. Например, к услугам участников фестиваля «Волшебный лёд Сибири» предоставили уютное кафе на самом берегу, в двух шагах от площадки: шикарный вид на Енисей, на столах - нарезанные лимоны, клюквенное варенье...

Должна быть организована нормальная охрана скульптур (ледяные и снежные ваяния на набережной стойко охраняли казаки). У нас опять же и помещение для заточки инструментов оказалось вполне достойным, и пункт для выдачи недостающих пил, резцов работал (не всё можно провезти в самолёте). И, конечно, действовала такая мелочь, как баня.

Штрих. Сидим в кафе, мастера отдыхают. У Александра Зайцева звонит телефон. Оказывается, «Накамура баню просит, мыщца забилась». И всё - вопрос снят, баня организована. Для непосвящённых: «мышца забилась» - это когда руку судорогой сводит, от напряжения и переохлаждения.

Первым признанным во всём мире ледовым шедевром стало творение именно российских мастеров. В 1740 году в Санкт-Петербурге умельцы построили ледяной дворец, в котором абсолютно всё было изготовлено из замёрзшей воды: мебель, посуда, занавески на окнах, карты, лежащие на столах... При этом ледяные пушки стреляли снежными ядрами, а ледяные дрова в камине... горели (так как были облиты нефтью).

Одним словом, все необходимые детали учтены. Удивляться тут особо нечему, ведь в центре фестиваля встал профессионал, знакомый с каждым нюансом, сам прошедший непростую ледовую школу.

Участники смеялись, мол, красноярцы даже погоду достойную сумели организовать. Публику же и организовывать не надо, зрители доброжелательны и любопытны.

Обобщая отзывы, можем сказать так: лучшие мастера мира уверены - Красноярску вполне по силам стать ледовой площадкой номер один на планете.

…А у неуёмного Зайцева новые планы - на следующие фестивали привлечь как можно больше технических средств: «Чтобы мастера сохранили силы непосредственно для творчества, чтобы не лопатили снег врукопашную. Это важный момент. Вот чем ценна Аляска? Там везде, где можно, механизация...». Из планов далеко идущих - перенести со временем «Волшебный лёд Сибири» на остров Татышев. Зачем? Чтобы масштабы изменились. Ведь как тесно на набережной снежным скульптурам, они же трёхмерные, их надо разглядывать со всех сторон, а места элементарно не хватает...

Возможно, и прав одиннадцатикратный чемпион мира. Конечно, Татышев не центр города. Однако ведь привыкли мы к тому, что песчаные скульптуры давно переехали на остров. Зато выберешься туда - как будто на природе побывал. Да и территория вполне обжитая, свой законный песочный городок.

А как же удобное место для отдыха, близкие гостиницы, красивая набережная?

«Енисей там тоже рядом, инфраструктура подтянется!» - убеждён Александр Зайцев.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА