Новости
Местное самоуправление: Если надзор превышает разум
Наша газета продолжает обсуждение темы будущего органов местного самоуправления. Как сделать так, чтобы власть на местах стала более эффективной? Какие формы управления позволят решать накопившиеся проблемы городов и посёлений? На эти и другие вопросы отвечают на страницах «Городских новостей» участники дискуссии. Наш сегодняшний эксперт уверена, что местное самоуправление сегодня остро нуждается в совершенствовании.
Ольга РОНЬЖИНА, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета:
- Нам необходимо более точное разграничение полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением. Сегодняшняя ситуация, когда не совсем понятно, кто и за что должен отвечать, приводит к двум следствиям. Первое: количество полномочий, передаваемых местному самоуправлению, непрерывно увеличивается, что порождает растущий дефицит ресурсов для их исполнения. В этом смысле нуждается в пересмотре финансовая база местной власти. Второе следствие: на фоне неопределённости полномочий активность государственных надзорных органов превосходит все разумные пределы. Значительная часть рабочего времени муниципальных служащих уходит не на решение жизненно важных вопросов, а на подготовку документов для прокуратуры. При этом требования надзорных органов зачастую основаны на формальном понимании исполнения законов, без учёта финансовых возможностей муниципалитетов, местной специфики. К примеру, в одном населённом пункте края прокуратура обязала местную власть оборудовать все школы пандусами. При этом там не учится ни один ребёнок с ограниченными возможностями. Формально речь идёт об исполнении федерального законодательства, фактически - о бесцельной трате средств, которых и так недостаточно.
Сегодня предлагается несколько моделей реформирования системы территориального управления в России, в частности ликвидация верхнего уровня системы местного самоуправления и передача нынешних муниципальных районов и городских округов в ведение государственной власти. С точки зрения законодательства препятствий к этому нет, но всё же думается, что до этого не дойдёт. Что же касается идеи дополнить перечень существующих форм муниципальных образований новыми, например городской агломерацией, то вряд ли это целесообразно делать законодательно. Вопрос о статусе агломераций может решаться в каждом случае в особом, индивидуальном порядке. Хотя проблема отсутствия в крупных городских округах нижнего уровня МСУ действительно существует. Получается, что, с одной стороны, объём задач власти в городском округе чрезвычайно велик, с другой - доступность власти для населения недостаточна. При этом в России существуют субъекты Федерации, например Магаданская область, где количество населения в разы меньше, чем в Красноярске и других крупных российских городах. Поэтому система управления в городах-миллионниках нуждается в серьёзном пересмотре. Кстати, до принятия Закона об основах местного самоуправления ФЗ-131 двухуровневая система МСУ в городах существовала.
Что же касается идеи об отмене выборности глав муниципальных образований, то приписывать её президенту России - абсолютно безосновательно. Идея принадлежит партии Жириновского, и была впервые выдвинута ещё в 2007 году. Однако, по моему мнению, эта инициатива противоречит действующей Конституции, которая не допускает вмешательства государственной власти в сферу, относящуюся к компетенции местного самоуправления. В этом смысле назначение глав муниципальных образований органами государственной власти явно нарушает конституционные нормы.
Пишите
Мы приглашаем красноярцев высказывать свои мнения о том, как должно развиваться местное самоуправление.
Пишите нам по адресу: 660021, Красноярск, улица Робеспьера, 7, редакция газеты «Городские новости», или по электронному адресу: news@gornovosti.ru.