Новости

Наталья Чеховская: «Горжусь красноярской балетной школой»

Наталья Чеховская: «Горжусь красноярской балетной школой»

В Красноярске она редкий гость, хотя до сих пор любит наш город и считает его родным. Ведь именно в нём она стала Наиной, Джульеттой, Жизелью, Лебедем. Примерила на себя новые роли. Причём не только на сцене, но и в жизни.

Наталья Чеховская, выдающая балерина, политик, а теперь ещё педагог, в беседе с нашим корреспондентом поделилась своими впечатлениями о нынешнем состоянии красноярского оперного театра, рассказала, чем она занимается сегодня и на что способны пойти артисты ради желаемой роли.

- В Красноярском театре оперы и балета Вы работали с момента его открытия? Как он менялся со временем?

  • Действительно, вместе с Василием Полушиным (супруг Натальи Чеховской. - Ред.) мы с другими артистами открывали этот театр. В 1978 году, на премьерном концерте, мне выпала возможность станцевать спектакль «Жизель». Это было неожиданно и очень волнительно, ведь на тот момент мне едва исполнилось восемнадцать лет. Я только пришла в театр. А в труппе уже работали талантливые и состоявшиеся балерины, которые хотели станцевать этот спектакль, но художественная коллегия выбрала меня.

Затем последовали другие постановки. Так вот и изменялся театр. Он активно развивался, в репертуаре появлялись новые спектакли. На гастроли приезжали мастера мирового уровня и привозили с собой интересные постановки. В год их ставилось минимум две. Поэтому у нас была возможность много танцевать и оттачивать свои навыки. И получается, что вместе с театром росли и совершенствовали своё мастерство молодые артисты. Тогда в труппе таких было много. Мы дружно учились и становились настоящими профессионалами, много ездили в международные турне, участвовали в конкурсах. На тот момент артистам предоставлялась масса возможностей проявить себя. И кто хотел, тот это делал. Именно красноярский театр научил меня мастерству. Того, чего хотела, я добилась.

- Следите сейчас за постановками красноярского театра?

  • К сожалению, лишь постольку поскольку… Чтобы следить и анализировать спектакли, нужно присутствовать на них. А я долго не посещала постановки красноярской балетной труппы. Но недавно на телеканале «Театр» посмотрела работы Сергея Боброва, и если судить по ним, то могу сказать, что сейчас театр в хорошем состоянии. Спектакли поставлены профессионально. Артисты подготовлены хорошо. Виден колоссальный труд педагогов. И в принципе красноярская балетная школа хорошо зарекомендовала себя. Я видела сибирских танцоров на нескольких конкурсах, и мне очень понравилось. Могу сказать, что я горжусь красноярской балетной школой.

- Уже несколько лет Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Чему учите своих студентов? Классическому балету или всё же привносите в него элементы модерна?

  • Я преподаю ученикам классический балет. Развиваю в них чистоту исполнения и академизм. Даю основы той школы, которая была в своё время у меня. А меня обучали прекрасные педагоги, которые действительно прививали изысканный вкус и академизм. Вообще, в будущего артиста-танцовщика очень многое закладывает учитель. И я стараюсь отдать своим ученикам всё лучшее, что знаю сама. И могу сказать, что мои ученики востребованны. Их с радостью берут в труппы лучших столичных театров. Например, в театр Николая Андросова, Русский камерный балет «Москва» и другие.

- А чем Вы ещё занимаетесь, кроме преподавания?

  • Пока это моё основное занятие. У нас с Василием Серафимовичем своя балетная школа в Москве - «Щелкунчик». Так что двигаемся и развиваемся в этом направлении. Преподавание - часть нашей профессии. Нужно передавать свой опыт подрастающему поколению, делиться богатством знаний. Ещё мой педагог говорил: «Научи, чтобы было кому учить». Считаю, что это правильные слова. Человеку важно оставить после себя последователей.

- Можно ли из человека без идеальных физических данных для балета вырастить приму?

  • Можно. Талант и данные - только половина дела. Главное быть нацеленным на результат. Если у человека скромные возможности, но огромное желание - всё у него получится. Я сама тому свидетель. И видела много балерин, которые имеют средние данные, но танцуют прекрасно. А бывает и наоборот - человек одарён богом, талантливый, но ленивый, поэтому и выступает средне.

- Кем бы Вы стали, если бы не балериной?

  • Я даже представить себе не могу, что реализовала бы себя в другой сфере. Вся моя жизнь, сколько себя помню, посвящена балету. Ещё в раннем детстве я научилась ходить на кончиках пальцев. И однажды по телевизору увидела фрагмент «Белого лебедя». Тогда я и заболела балетом. С тех пор я ни дня не сомневалась в выборе профессии. Балет - это частичка меня и моей жизни.

- А если бы не стали солисткой, а танцевали бы в кордебалете? Остались бы настолько преданной сцене?

  • Конечно. Другого пути я не стала бы искать. К тому же стать примой была моя цель. По-другому я себя не видела. И обязательно, даже в любом театре, добилась бы этого. Всё зависит от человека, его характера и преданности профессии. Если он трудится с полной самоотдачей, то обязательно будут результаты.

- Хотелось когда-нибудь уйти из профессии?

  • Нет. Такого желания никогда не возникало, даже когда получала сложные травмы. Трудности всегда существует и не только в нашей профессии, но все их нужно и можно преодолеть.

- В балете сильная конкуренция между примами и вновь приходящими юными балеринами?

  • Конкуренция очень сильная. Но она и должна быть. Без неё не будет профессионального роста и успехов. И это опять-таки применимо к любой сфере. В каждом деле должно быть напряжение для того, чтобы человек никогда не успокаивался, а всё время двигался вперёд. И особенно когда понимаешь, что тебе дышат в спину, ты должен делать всё лучше и лучше и не останавливаться.

- Правда ли, что иногда балерины насыпают в пуанты сопернице битое стекло и втыкают иглы, чтобы та не смогла танцевать свою партию?

  • Да, такое может быть. Но всё зависит от театра, закулисной обстановки и руководителя. Например, насколько справедливо, честно и заслужено он относится к своим артистам.

Иногда исполнители обижаются на непонимание со стороны руководителя и на то, как он распределяет партии. И на этой почве может разгореться конфликт внутри коллектива. А артист - человек творческий, ранимый и болезненно воспринимает некоторые вещи, поэтому и погорячиться может. Но тут и от самого человека многое зависит. Если он честный и порядочный, то ничего подобного не сделает.

В театрах, где я работала, таких случаев не было. За каждого артиста мы переживали и всячески поддерживали новичков.

- За годы Вашей работы в балете он изменился?

  • Конечно. Балет не стоит на месте. Он движется, развивается, изменяется, делает открытия. Если посмотреть современные постановки и спектакли 1960-х годов, то можно увидеть разницу невооружённым глазом. Появляются новые техники, средства выразительности, современные костюмы и декорации. Сложно всё описать, это нужно увидеть.

- А как Вы относитесь к современной хореографии и театральным экспериментам?

  • Современная хореография должна быть. Другое дело, в каком виде и в каком театре. Большой или Мариинский театр - это всё-таки эталоны. Им необходимо пребывать на самом высоком уровне. Соблюдать традиции классической школы русского балета. Этим театрам нужно трепетно и осторожно относиться к своему репертуару. Нельзя ставить постановки, которые придут в голову. Даже те, которые основаны на классике. Нужно чётко понимать, что и где уместно.

- Однажды в своём интервью Вы сказали, что очень любите Красноярск и когда уезжали в Москву, планировали вернуться в Сибирь. А сейчас не хотите?

  • Планов оставаться в Москве действительно не было. И уезжая, мы думали, что вернёмся. Ведь это естественно - приехать домой. Но не по нашей воле произошло, так что на какой-то момент мы оказались невостребованными в Красноярске. Было больно и обидно. Со временем всё прошло. Мы обустроились в Москве. Перешли в труппу Русского камерного балета «Москва», потом открыли свою балетную школу. И сейчас уже как возвращаться? Здесь всё обжито. Теперь в Красноярск мы можем приехать только в гости к преданным и добрым друзьям.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА