Новости
Олимпийская чемпионка Наталья Воробьёва: «После Рио хочу выйти замуж»
К олимпийскому золоту многие идут долгие годы. Некоторым же выпадает удача взойти на первую ступеньку пьедестала главных Игр современности уже в юном возрасте. Наталья Воробьёва, представительница сборной России по женской борьбе, из вторых. В 21 год она стала лучшей на Олимпиаде в Лондоне. Российская спортсменка покорила и зрителей, и специалистов великолепной техникой и умопомрачительной скоростью. Она досрочно закончила четвертьфинальный, полуфинальный и финальный поединки, положив соперниц на лопатки. В Красноярск Наталья приехала на Ярыгинский турнир. В прошлом году она впервые в карьере стала его победительницей. Мы пообщались с олимпийской чемпионкой незадолго до старта соревнований. Наталья и в этот раз приехала только за победой, она полна решимости повторить успех.
- В Красноярске чувствую себя как дома. Сейчас я живу в Санкт-Петербурге, но сама из Иркутской области, родилась и выросла в городе Тулун. Как только сошла с самолёта, вдохнула родной сибирский воздух, сразу радостно стало на душе. Турнир Ярыгина - это не просто очередной старт, для меня участие и победа в нём значат очень многое. До прошлого года никак не удавалось одержать здесь победу, постоянно что-то не получалось. Но я всё-таки смогла, переборола себя и соперниц, чему была очень рада.
- А сейчас Ваш дом в Питере или в Иркутске?
- Мой дом там, где мои родители. Получается, в Иркутской области, но и Питер стал уже родным. Очень надеюсь, что удастся уговорить родителей переехать ко мне. Вообще семья для меня имеет большое значение. Я в шестнадцать лет уехала из родительского дома в Петербург, к тренеру Юрию Михайловичу Герчегло. Он и его жена - моя вторая семья. Приведу такой пример. В этот Новый год никак не получалось слетать к маме в Тулун. Вариантов, где встретить праздник, было очень много. Друзья предлагали шикарные поездки на горнолыжные курорты, но я поехала в Финляндию с семьёй моего тренера и не пожалела. Прекрасно провели время, катались на лыжах и сноуборде. Новый год - семейный праздник, и я его провела со своей второй семьёй.
- На сноуборде не страшно кататься? Всё-таки травмоопасный вид спорта.
- Когда первый раз встала на доску, было немного боязно. Хорошо, что борцовская профессиональная привычка правильно падать помогла. Будь я неподготовленной, обязательно что-нибудь сломала бы. Сразу забралась на самую высокую горку и давай с неё кататься. Через несколько часов люди не верили, что я на борде первый раз в жизни.
- Многие атлеты идут к олимпийскому золоту десятки лет. В истории российского и мирового спорта немало примеров, когда многократные чемпионы мира и Европы не смогли выиграть Олимпиаду. Вам это удалось уже в 21 год, как прошло испытание славой?
- Я в десять лет пришла в борьбу, и уже вскоре моей мечтой и целью стало олимпийское золото. Тогда, после награждения в Лондоне, пришла в свой номер, положила медаль на полочку, смотрю на неё и думаю: «И как теперь дальше жить то? Вот она - мечта всей моей жизни, олимпийская золотая награда! Небольшая вроде бы медаль, а сколько в неё вложено сил и старания». Потом вспомнила, какой это кайф - стоять на высшей ступеньке олимпийского пьедестала, слушать российский гимн, и поняла, что хочу это повторить ещё раз. Теперь моя цель - второе золото, дальше пока не заглядываю.
А насчёт того, что выиграть Олимпиаду сложнее всего, вы правы. Моей соперницей по финалу в Лондоне была великая болгарская спортсменка Станка Златева. Она пять раз выигрывала чемпионат мира, представляете! А на Олимпиадах ей жутко не везло, постоянно останавливалась в шаге от первого места. После финала мне её было по-человечески жалко, олимпийская мечта Златевой так и не сбылась.
Звёздной болезнью я заразиться не успела. Сразу после победы на меня обрушился град поздравлений и подарков. Появилась тьма людей, которые жаждали познакомиться. Голова шла кругом. Очень мудро поступили мои тренеры. Они увезли меня на базу, подальше от посторонних глаз, и за две недели я пришла в себя. Потом, конечно, были праздничные вечера, фуршеты, но я уже воспринимала их спокойно. В людях заодно стала лучше разбираться. Мой круг общения остался почти таким же, как и до олимпийского золота. Это проверенные люди, как спортсмены, так и далёкие от спорта, но я им доверяю и могу назвать своими друзьями.
- А настоящие подруги у Вас есть?
- Да, конечно. Одна из них, к примеру, занимается бизнесом. Я её постоянно подкалываю, что она приседать не умеет. А она меня в том, что я даже в азах экономики ничего не понимаю, так и дружим. (Смеётся.)
- Вы на данный момент являетесь примером для подражания для многих девчонок, которые приходят в секции борьбы. А у Вас в детстве были кумиры?
- Из женской борьбы я в детстве и не знала никого, а вот у мужчин наибольшие симпатии вызывал Бувайсар Сайтиев. Помню его выступление в 2008 году в Пекине. Это было нечто, совершенно космический уровень Сайтиев тогда показал, соперники и рядом не стояли.
- А когда с ним познакомились, какие чувства испытали?
- После лондонской победы нас чествовали в Дагестане. И вот стою я на пьедестале, подходит Бувайсар, жмёт руку и говорит: «Молодец, Наталья. Болел за тебя, так держать». Я прямо растаяла: такой великий спортсмен, знает моё имя.
- Ничего удивительного, выиграв Олимпиаду, Вы автоматически вошли в когорту великих.
- Я себя таковой тогда не чувствовала и сейчас не ощущаю. А в тот момент то, что великий Сайтиев обратился ко мне по имени, стало настоящим счастьем.
- Бувайсар - трёхкратный олимпийский чемпион, в истории российской женской борьбы таковых ещё не было. Есть желание стать первой в истории?
- Желание-то есть, но как уже говорила, так далеко не загадываю. Отборюсь в Рио, а там посмотрим, не выходить же мне в сорок лет на ковёр. (Улыбается.)
- Вы и до тридцати успеете выступить на трёх Олимпиадах.
- Теоретически да, но всё же после 2016-го хотелось бы посвятить время личной жизни. Выйти замуж, родить ребёнка.
- Кандидат в мужья уже имеется?
- Пока это место вакантно. Желающие есть, но я никуда не тороплюсь. Для меня главное, чтобы это был мой человек. Большая квартира, модная машина и много денег - не мой случай. Я сама прекрасно могу себя обеспечить. Главное, чтобы человек нравился, обладал открытой и светлой душой, чтобы с ним было интересно. Чтобы слова «честь», «совесть», «справедливость», «доброта» были для него не пустым звуком.
- Вы яркая, эффектная девушка и в то же время олимпийская чемпионка в далеко не женском виде спорта. Когда мужчины знакомятся с Вами, как реагируют?
- Когда мои друзья в компании говорят, что сейчас приедет олимпийская чемпионка по борьбе, незнакомые со мной люди ждут какое-то чудище перекачанное и с одной извилиной. А тут прилетаю я: в платьице, сапожках или туфлях на каблучках, вся такая весёлая и позитивная. Люди удивляются, поначалу не верят, что я занимаюсь борьбой. В общении это совершенно не мешает. Другое дело, что большинство мужчин в нашей стране, да и не только в нашей, забывают о качествах, которые отличают настоящего мужчину от просто представителя противоположного пола.
- На Олимпиаде в Лондоне Вы показали фантастический уровень борьбы. Это был Ваш пик формы, или можете ещё лучше?
- Тогда я действительно чувствовала себя прекрасно. Буквально летала, на ковре всё удавалось, но уверена, что могу бороться ещё лучше. После Олимпиады на победном чемпионате Европы я поняла, что мой уровень даже выше, чем в Лондоне, это подтвердил тренер. Нет предела совершенству. Нужно упорно трудиться, и тогда результат придёт, даже самый фантастический.
- Упоминавшийся уже Сайтиев однажды выиграл чемпионат мира со сломанной челюстью, а в Вашей карьере случались героические схватки, когда Вам приходилось преодолевать себя?
- Несколько лет назад на одном из турниров боролась с представительницей Монголии. Незадолго до этого поединка я ей уступила на Гран-при «Иван Ярыгин». Горела желанием взять реванш. Даже травма меня не остановила. У меня были надорваны мышцы бедра, ходила с очень большим трудом, но адреналин и жажда победы пересилили боль. Ту схватку я выиграла.
- Вам знаком термин «второе дыхание»? Когда вроде сил уже нет, но ты всё равно делаешь то, что должен и можешь.
- Конечно, причём не только на соревнованиях. Как-то в конце очень тяжёлой тренировки Юрий Аванесович Шахмурадов, главный тренер женской сборной, объявил: «А теперь все встали и побежали за Воробьёвой». Я лежу пластом, он повторил, а я всё не встаю. Наш «дедушка», как мы его между собой называем, подошёл, взял за руку, поднял и побежал рядом со мной. Мне так стыдно стало, что силы сразу откуда-то взялись.
- Ваша мама спокойно восприняла увлечение дочери борьбой?
- Поначалу не очень хорошо, волновалась. Когда мне было лет двенадцать, она пыталась отговорить. Сейчас же целиком и полностью поддерживает. Постоянно звонит, интересуется. Следит, чтобы тренировки не пропускала. Здесь, в Красноярске, мама тоже была со мной несколько дней.
А вот смотреть свои схватки вживую я ей не позволяю. Мамочка у меня человек очень впечатлительный, эмоциональный, боюсь, слишком будет переживать за дочь, нервы не выдержат.
- Если бы не борьба, то кем бы стали?
- В детстве мечтала работать в милиции, но потом в моей жизни появился борцовский ковёр, и ни о чём другом я уже не думала. Форму я всё-таки надела. На данный момент - лейтенант внутренних войск. Присягу кстати давала незадолго до Олимпиады.
- Наталья, Вы такой позитивный, светлый человек, поделитесь своим рецептом счастья.
- Главное - не унывать и не впадать в отчаяние. Мы живём один раз, поэтому хочу сказать всем: не растрачивайте время попусту. Если вам не нравится ваша работа, поменяйте её. Невозможно жить, постоянно заставляя себя делать что-то ненавистное. Больше улыбайтесь, путешествуйте, бегайте, плавайте, тогда будет и здоровье, и позитив. И никогда ни о чём не жалейте, смотрите только вперёд. Ведь всё лучшее именно в будущем.