Новости

Школу и вуз заменит индивидуальная модель обучения

Школу и вуз заменит индивидуальная модель обучения

Образование во всём мире мутирует на глазах: на первый план выходит программа, сформированная под каждого из нас, независимо от возраста. Интернет даёт такую возможность самым разным слоям общества: разнообразные дистанционные курсы уже сегодня можно сложить в единое целое и с помощью консультанта подчинить какой-то определённой цели учащегося. А значит, преподаватели старой закалки под ударом - их место займут педагоги новой формации. Об этом тренде рассказывает эксперт по подготовке кадров, член Экспертного совета при Правительстве РФ Пётр Щедровицкий.

- В образовании одновременно развиваются два процесса - старый и новый. Мы видим, как привычная сфера распадается на две части, фактически на две параллельные реальности. В первой - образовательный процесс сфокусирован на образовательном учреждении, и вся система разделения труда крутится вокруг него. Это всем известная форма: классно-урочная система, сетки часов, отбор преподавателей для конкретной школы или вуза, очные экзамены, определённый принцип зачисления. В школу, например, попадают все дети, живущие рядом с ней: если в районе 80 процентов китайцев или уроженцев Азии, то в классе соотношение будет таким же.

Итак, в центре вот это конкретное образовательное учреждение - школа, колледж, ПТУ, вуз, - и в течение энного количества лет ребёнок или взрослый пребывает в нём и получает его диплом. Дальше, по гласному или негласному рейтингу вузов, человек попадает в некую матрицу оценки - работодатель смотрит на диплом: «Физтех? Да, пожалуй. Красноярский педагогический институт? Нет, нам это не нужно».

Но есть другая система, которая сфокусирована на индивидуальных образовательных траекториях человека - и ребёнка, и взрослого. У вас родился ребёнок, и вы начинаете прежде всего определять, к чему он склонен. Выясняете, что к музыке, - ищете ему преподавателя по сольфеджио, ведёте в музыкальную школу, а там его тестируют и говорят, что у него хорошо получится играть на флейте. И вы мучаетесь в попытках принять решение. Дальше выясняется, что ещё он имеет способности к языкам или какому-то виду спорта. И вот на эту траекторию нанизывается другая система - это репетиторы, гувернёры, специализированные школы, тьюторы, детские психологи. Здесь другой центр притяжения - индивидуальная траектория конкретного ребёнка, которой следует немалое число родителей. Но если сегодня - в России, во всяком случае, - родитель вынужден разрываться между обязательным образованием в школе и той программой, которую он формирует для ребёнка сам, то уже очень скоро эта индивидуальная система может стать самодостаточной. Это новая возможность для каждого: не типовая программа в школе, через которую все, как через ситечко, должны просыпаться, а тех, кто не просыпался, либо отправляют в школу для отсталых детей, либо вообще перестают ими заниматься - и так с точки зрения средних требований всё хорошо...

- Но здесь появляется важный для каждого родителя вопрос - должны ли присутствовать базовые знания в этой схеме? Например, определённый минимум математики, физики, химии для гуманитария или же литература, история, языки - для технаря.

- Это пока неизвестно, но, думаю, что ответ станет очевидным уже очень скоро. Когда некая критическая масса перейдёт на индивидуальное образование, сложится какой-то принцип - нужна ли общепринятая база. Так же, как появится и официальный способ проверки и оценки знаний, полученных в ходе такого обучения. Сейчас во взаимоотношениях двух полярных систем образования - типовой и индивидуальной - идёт своего рода естественный отбор.

- И на чьей стороне перевес?

- Пока они существуют параллельно, принимая разного потребителя, потому что задачи и ценности у систем разные. В типовой - единые программа и требования: вы же не можете создать целый класс для одного ребёнка, поэтому всех приходится как-то усреднять. Обратите внимание, даже к занятиям каким-то видом спорта некоторые имеют склонность, а другие нет, и тем, кто не имеет, бессмысленно заниматься - они не добьются результата, во всяком случае в так называемом «большом спорте».

Вторая же система диагностирует и развивает естественные предпочтения и склонности ребёнка, которые всегда есть у каждого. А поскольку сама система другая, то и система разделения труда в ней будет принципиально иной, а значит, и педагоги должны быть другими.

И сегодня хорошо видны три типа преподавателей: первые, понимая, что старая система обречена, ищут способы её улучшить; вторые махнули на всё рукой и ждут, когда для них лично всё закончится; третьи уходят в новую систему, полностью меняя свои методики и принципы преподавания. Махнувших рукой рано или поздно вынесет на берег, они будут не нужны в новой системе разделения образовательного труда, а у ищущих есть шанс. Человек, получивший педагогическое или аффилированное с этой областью образование, может найти себе рабочее место в новой сфере. Более того, если он оформит свою методику в соответствии с новыми требованиями, у него появится совершенно новый и в определённом смысле безграничный рынок.

- Вы имеете в виду Интернет и дистанционное образование, о котором сейчас так много спорят?

- Не обязательно дистанционное, оно может быть и очным. Интернет просто облегчил коммуникацию, увеличил объёмы и помог сформировать эту сферу. Говоря о новых требованиях, я имею в виду в первую очередь, что образование должно быть активным - включать интерактивные учебники, обучающие игры, творческие задания, участие ученика в реальных проектах. Это более плотный, более насыщенный продукт. Он может быть упакован как в очную, так и в дистантную форму, что облегчает его получение для человека. Если преподаватель смог предусмотреть всё это, он станет успешным на новом рынке.

- А что будет происходить с оплатой труда педагогов?

- Помимо того что новый подход эффективен для учащегося, он ещё и выгоден для педагога. Если в школе или вузе педагог связан классно-урочной системой, расписанием и единой программой, то здесь у него может быть несколько десятков и даже сотен клиентов, которые через Интернет получают базовую программу, а он следит, как они выполняют задания, и при необходимости с ними встречается, чтобы очно помочь преодолеть какие-то затруднения. И совершенно понятно, что даже если с каждого из своих клиентов разработчик учебного контента - содержания обучения - или тьютор получит по 100 рублей, то его зарплата станет сопоставима с тем, что можно получить в традиционной системе. Люди начинают это чувствовать: они видят, что сфера индивидуальных образовательных программ и новые технологии доступа к подопечным меняют уровень их достатка, и они идут в эту сферу. Кроме того, это более гибкий график - педагог создаёт свой курс в удобное для него время.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА