Новости
Виталий Дроздов: «Нужно стать ближе к людям»
Нынешний созыв Красноярского городского Совета для депутата Виталия Дроздова уже второй. И на должность председателя комиссии по местному самоуправлению он тоже был избран во второй раз. Так что опыт, и весьма значительный, у Виталия Александровича имеется, а значит, есть и возможность оценить: насколько работоспособным можно назвать городской парламент нового созыва. Именно с этого вопроса мы и начали наш разговор.
- Безусловно, у Красноярска работоспособный горсовет, правда, его работа складывается непросто. На это есть две причины. Во-первых, в него были избраны люди от нескольких партий, имеющие разное, иногда даже контрастное, видение решения проблем краевого центра. Ну а во-вторых, по итогам прошедших выборов состав городского Совета обновился на две трети. И на начальном этапе новым депутатам приходится учиться, вникать в то, как идёт процедура принятия решений. Однако всё это не мешает нам работать действительно эффективно. Ведь, по сути, мы все шли на выборы для того, чтобы жизнь в городе сделать лучше. Просто видение того, как достичь этой цели, у всех разное, и это правильно.
- А из тех решений, которые уже были приняты городским Советом нового созыва, какое Вы выделите как самое важное?
- Принятие бюджета. Мы рассмотрели принципиально новый финансовый документ, состоящий из 12 муниципальный программ. И это не только другой способ работы горсовета, это другой способ работы администрации. Руководители департаментов представляли муниципальные программы на комиссиях городского Совета. И там одной из основных претензий депутатов была следующая: вы пришли и просто рассказали, как будут тратиться деньги. Формально это и есть одна из задач бюджетной программы: показать, как будут расходоваться средства. Но главная цель всё же иная - способствовать развитию города, улучшить жизнь красноярцев. Именно этому должны способствовать муниципальные программы…
С первого раза не все руководители подразделений смогли ответить на эти претензии, но, думаю, сигнал, и весьма чёткий, получили. Ведь бюджет - это не просто куча денег, которые можно потратить. Это те средства, которые помогут городу развиваться.
- Администрация Красноярска, хотя формально и не была обязана этого делать, действительно представляла муниципальные программы на заседаниях всех постоянных комиссий горсовета. А ведь Вы не только возглавляете одну из них, но и входите в состав других рабочих органов городского парламента…
- Да, сегодня я вхожу в состав всех комиссий.
- И ходите на каждое заседание?
- По возможности хожу. Если и пропускаю, то по самым объективным причинам. Не знаю, смогу ли весь созыв работать в такой ритме во всех девяти комиссиях. Думаю, что какими-то придётся всё же пожертвовать.
- Но всё же, наверное, есть комиссии, которые Вы считаете ключевыми? Те, которые решают, на Ваш взгляд, самые насущные вопросы Красноярска.
- Да, и одна из них - по градостроительной политике. Мы специально выделили эту тему в ведение отдельной комиссии. Ведь в ближайшее время нам предстоит обсудить и принять генеральный план Красноярска. Есть у нас и другие насущные вопросы, связанные с градостроительным развитием. Например - организация публичных слушаний. К процедуре их проведения возникает немало претензий. Не продумана система оповещения жителей, поэтому, когда объявляются публичные слушания по застройке той или иной территории, на них появляются только люди, ангажированные застройщиками. А ещё нередко вопросы, связанные с застройкой того же центра, почему-то рассматриваются где-нибудь в Песчанке. Процедура публичных слушаний принималась нами в прошлом созыве, а до этого действовала процедура ещё девяностых годов. Мы её поменяли, но все недочёты не устранили. Думаю, в этом составе горсовета как раз на комиссии по градостроительству мы вернёмся к данной теме.
В Новосибирске крупный ТОС создавали в каждом районе, в Томске, наоборот, намельчили. Но всё это были навязанные формы, и теперь они просто не работают.
Не менее важной я считаю и деятельность комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту. Тут всё очевидно: прошедшая избирательная кампания в очередной раз показала, что 80 процентов всех вопросов и претензий горожан относятся к жилищно-коммунальной тематике. Так что это, можно сказать, передовой край работы депутата. Да и систему организации дорожного движения нам также необходимо менять, отдавая больший приоритет общественному транспорту.
Наконец признаюсь, что сегодня в число ключевых, определяющих, входит и возглавляемая мной комиссия по городскому самоуправлению.
- Не сомневаюсь. Сегодня тема эффективности работы органов местного самоуправления, необходимости их реформирования, звучит на уровне главы государства, а в Интернете полно рассуждений на тему отмены выборов мэров.
- Основной посыл президента был связан не с тем, чтобы отменить выборность мэров, а с тем, что местное самоуправление необходимо приблизить к людям. Например, на миллионный Красноярск у нас один глава города и 36 депутатов. И очевидно, что каждый житель не сможет попасть на приём к своему депутату, а тем более к мэру - это просто физически невозможно. Получается, что городская власть достаточно далека от народа. Президент же говорит о том, что нужно максимально приблизить её к людям.
Мы все шли на выборы для того, чтобы жизнь в городе сделать лучше. Просто видение того, как достичь этой цели, у всех разное, и это правильно.
На мой взгляд, наиболее действенный механизм решения этой задачи - создание органов территориального общественного самоуправления, так называемых ТОСов. Это уже не столько власть, сколько форма самоорганизации жителей. Мне нередко задают вопрос: а чем такие организации отличаются от ТСЖ? Дело в том, что полномочия ТОСа чуть пошире. ТСЖ занимается только домом, жилищными вопросами, компетенция же органов территориального общественного самоуправления гораздо шире: благоустройство, развитие территории, организация различных мероприятий. И объединять эта самоорганизующаяся структура может жителей нескольких домов и даже кварталов. То, что это действительно серьёзные организации, доказывает тот факт, что действующий федеральный закон позволяет получать ТОСам бюджетное финансирование. Но главное, что именно органы территориального общественного самоуправления могут стать звеном между горожанами и властью, которая где-то там далеко.
- И сколько сегодня ТОСов на территории нашего города?
- Пока ни одного.
- Но почему? Разве у нас мало активных горожан, готовых войти в такие организации? Например, общественники, создающие приюты для бродячих животных…
- Да, в Красноярске есть такие люди. Но пока их активность направлена немного в другое русло. Спасать животных нередко намного проще, чем организовывать соседей. Возьмём простой пример. У нас есть Жилищный кодекс, который описывает идиллическую картину: в доме высший орган управления - собрание собственников жилья, которое принимает решение, доводит его до управляющей компании, принимает или не принимает работы. Но как на деле обстоят дела? Да попробуй собери, а потом договорись совместно о чём-то. У каждого свои дела, свои интересы, свои доводы. Поэтому активность меньшей части людей гасится пассивностью большинства.
И тем не менее мы не оставляем попытки создания ТОСов. Собираем активистов на тех небольших территориях, где людям проще собраться и договориться. В то же время мы не собираемся насаждать новую форму управления, потому что ни к чему хорошему это не приведёт. Это доказывает опыт других сибирских городов. Например, в Новосибирске крупный ТОС создавали в каждом районе, в Томске, наоборот, намельчили. Но всё это были навязанные формы, и теперь они просто не работают.
- Может быть, и не стоит даже пытаться создавать такие структуры?
- А иначе нельзя. Сегодня немало горожан считают, что все их проблемы должен решать кто-то другой. Но так, увы, не бывает. Конечно, нельзя оставлять людей один на один с их заботами, нужно научить, показать, какие у них есть возможности.
В конце концов, у нас подрастает новое поколение, которое учится на примере старших. И если они поймут, что благополучие в доме, во дворе, на улице, во всём городе зависит именно от них, что их права, возможности, обязанности не заканчиваются за входной дверью в квартиру, мы получим совсем других людей.