Новости
В России будут отслеживать историю автомобилей от момента выпуска до утилизации
Автомобиль с родословной
В России планируется создать систему, которая позволит отслеживать биографию машины с момента её выпуска на рынок. За небольшую плату можно будет узнать всю подноготную автомобиля: когда выпущен, кому продан, где и когда обслуживался, попадал ли в аварии.
Преимущества системы очевидны. Российский рынок подержанных авто сегодня насыщен, но, по сути, приобретая бывшую в эксплуатации машину, автовладелец берёт кота в мешке. Единая база истории автомобилей позволит этого избежать. Причём гражданину не придётся обивать пороги нескольких служб - вся необходимая информация будет сконцентрирована на одном портале. Кроме того, подобная система обезопасит покупателя ненового авто от скрытых долгов или от неожиданных страховых обязательств.
Если смотреть дальше, то такая база данных вполне может помочь снизить число автоугонов. В США, например, после внедрения подобной системы уровень угонов снизился в три раза. Это объясняется тем, что подавляющее большинство машин перепродаются после того, как у них перебивают номера и перерегистрируют. С введением системы отслеживания зарегистрировать такой автомобиль будет невозможно.
Кстати, пилотный проект системы уже запущен в Москве. Он должен стать одной из платформ для общероссийского портала, проходящего под рабочим названием «АвтоСправка». Федеральный ресурс планируется открыть для тестирования в конце 2015 года.
- Действительно, в столице база данных с историей автомобилей уже запущена в действие, и я надеюсь, что в скором будущем она появится в Красноярске, - говорит Егор Фролов, координатор Красноярского отделения Федерации автомобилистов России. - Во всяком случае, эту инициативу уже поддержали ряд депутатов. На красноярском авторынке пора навести порядок, и система как раз позволит сделать это - избавиться от недобросовестных перекупщиков, нелегальных автомастерских. Судите сами: какую машину будет продать проще - с чистой автоисторией, которая есть в базе, или ту, о которой ничего неизвестно? Думаю, что покупатель предпочтёт первый вариант. А значит, это стимул каждому из автовладельцев добросовестно вести историю своей машины, в частности, следить, чтобы сервис вносил данные о замене масла или ликвидации какой-то неисправности.
- Идея эта хорошая, но на практике трудноосуществимая, - считает Артём Потехин, руководитель портала 24auto.ru. - Собрать такое количество информации по каждому автомобилю просто нереально. Особенно что касается данных о техническом состоянии подержанных машин, купленных не у дилеров. Их владельцам невыгодно раскрывать карты, поскольку потом они просто не смогут продать своё авто.
Рядом экспертов отмечаются сложности создания системы. В основном технического плана. Ведь для её запуска требуется очень многое. Например, создание электронного паспорта автомобиля, единой базы данных страховых организаций, взаимодействие этих баз с базами ГИБДД. Однако инициаторы считают, что все трудности со временем станут преодолимыми.
От автора:
Дарья Теплых:
- Свой первый автомобиль шесть лет назад я приобретала на местном рынке. Это был подержанный японец, который, надо заметить, послужил мне верой и правдой. Однако на момент покупки я понимала, что это своего рода лотерея. Будь у меня возможность узнать историю своей будущей машины, непременно воспользовалась бы этим. Считаю, что такую базу данных создавать нужно. Другое дело, что вряд ли она вместит информацию о каждом автомобиле. Надеюсь, это не приведёт к тому, что машины, состоящие в базе, станут дороже тех, что будут продаваться без родословной.