Новости
Кто сказал, что дети не читают?
Переживаниям о том, что сегодняшние школьники не любят читать, учитель красноярской гимназии № 16 Татьяна Логинова предпочла активные действия. Несколько лет назад она создала клуб креативного чтения, где обычные ученики становятся истинными книголюбами. Мы решили побывать на одном из заседаний уникального клуба и побеседовать с юными поклонниками Андерсена, Чехова и Пушкина.
- До того как я пришла сюда, я и не знала, что существует такой замечательный писатель Юрий Коваль, - говорит второклассница Соня Порфиенко. - Оказалась его книга очень смешная, слова в ней хорошо подобраны.
Ещё Соне нравится, что в клубе учат писать хорошие рассказы. Например, сейчас юный автор рождает повесть о собаке по кличке Сочень. Идея сочинить историю пришла девочке, когда она играла со своим плюшевым мопсом.
- В наш клуб может прийти школьник любого возраста, причём не только из нашей гимназии, - поясняет Татьяна Логинова. - Главное, чтобы человек хотел трудиться, работать над собой. Занятия проходят в группах и индивидуально, стараюсь выстроить процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок максимально раскрыл свои творческие способности.
Участники заседаний знакомятся с литературными новинками, учатся мыслить и анализировать, выразительно читать и писать сочинения, пробуют себя в роли писателей, иллюстраторов и даже критиков.
- Направлений работы клуба множество, - делится педагог. - Мы обсуждаем и сравниваем произведения разных авторов, пишем короткие рассказики и отзывы о книгах, участвуем в научно-практических конференциях, даже ставим небольшие спектакли.
Любовь к чтению руководителю клуба удаётся передать всем, кто начинает его посещать. Школьники, доселе не читающие книг, увлекаются литературой, читающие становятся более вдумчивыми книголюбами.
Третьеклассника Ярослава Сермолотова привлекает в клубе не только чтение.
- На заседаниях мы не просто читаем произведение, но чётко разбираем его, - делится мальчик. - Определяем жанр, тему, сюжет, главную мысль, обсуждаем книгу.
Ярослав считает, что такой подход позволяет открывать что-то новое и необычное, лучше понимать смысл книги.
- После клуба я стал больше интересоваться взрослой литературой, она более глубока, чем детская, - рассказывает Ярослав. - Меня впечатлил роман «Оскар и Розовая дама» Эрика-Эмануила Шмита. На первый взгляд, там нет ничего особенного, это история героя, который неизлечимо болен. Но если вдуматься, найдёшь и скрытую иронию, и сильные переживания, словом, многие секреты жизни.
Кредо юного библиофила - расти самому и нести литературу в массы. Клуб креативных читателей работает не только на собственное развитие, он старается привлечь в мир литературы сверстников. Ребята периодически устраивают уроки-беседы об интересных книгах для других школьников, далёких от чтения.
- Я знакомила старшеклассников с одной из моих любимых книг, с романом Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»,- делится десятиклассница Анастасия Тауснева. - Использовала отрывок из фильма, делилась своими впечатлениями. Меня слушали с интересом. Затем задавали вопросы, многие ребята высказывались и приводили примеры из своей жизни. Было очевидно, что подростков волнует тема отношений с родными, думаю, многие прочли этот роман после нашей встречи.
Многие произведения, с которыми знакомятся клубовцы, подталкивают ребят к рассуждениям о нравственности и духовности.
Во время обсуждения рассказа О, Генри «Дары волхвов» у школьников даже возник спор, возможна ли сегодня жертвенная любовь, которую проявили герои рассказа, часто ли встречается верность и преданность в семьях.
Подобные диспуты на заседаниях клуба только приветствуются.
- Участие в клубе побуждает меня больше интересоваться новинками литературы и критично подходить к общепризнанным стереотипным оценкам героев книг, - говорит десятиклассник Дмитрий Харченко. - Например, Базарову из «Отцов и детей» даётся в учебнике в целом положительная оценка. На заседаниях мы смотрим на эту личность под другим углом зрения, аргументируем свою позицию. Подобная полемика помогает понять, что мир широк, существуют различные взгляды и мировоззрения.