Новости
Коэффициент за молодость
Ротация кадров вещь неизбежная. И на смену опытным, но, увы, стареющим сотрудникам со временем приходят новые специалисты. Подчас молодые, а то и очень молодые, но при этом амбициозные, с высокими, как сейчас говорится, зарплатными претензиями, требующие гарантий и компенсаций. Но положены ли сегодня им какие-то финансовые бонусы и есть ли вообще смысл доплачивать за молодость? Попробуем разобраться.
В нашей стране главный документ, определяющий, какие доплаты могут быть установлены тем или иным работникам - это Трудовой кодекс Российской Федерации. В статье 135 ТК РФ сказано, что размер зарплаты устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Впрочем, есть ещё статья 144, которая регулирует систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. И в ней речь идёт не только о коллективных договорах, но и о том, что уровень оплаты может регулироваться локальными нормативными актами. Таким образом, законы о доплатах тем же молодым специалистам принять можно. Было бы желание. В нашем регионе оно есть.
На территории Красноярского края действует Закон от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в котором предусмотрена персональная стимулирующая выплата молодым специалистам. Но, как уже очевидно из названия, положения этого документа распространяются далеко не на все отрасли, а только на определённый сектор.
На предприятиях, попадающих под действие краевого закона (учреждения здравоохранения, образования, культуры и так далее) составляются свои коллективные договоры, оговариваются ставки, надбавки и премирование. «Поэтому надбавки для молодых специалистов на разных местах работы могут несколько разниться», - поясняет старший специалист отдела социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Красноярского края Андрей Смирнов.
Стоит сказать, что в нашем городе так же действуют свои правовые акты, устанавливающие компенсации. Так, заработная плата для молодых учителей рассчитывается в соответствии с постановлением администрации № 598 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска». Согласно этому документу начинающим педагогам устанавливается ежемесячная надбавка в размере 50 процентов тарифной ставки (оклада) на срок первых пяти лет работы с момента окончания учебного заведения.
С тем, что тем же молодым учителям сегодня необходимо доплачивать «за молодость», трудно не согласиться. Дело в том, что в этой профессии зарплата напрямую зависит от наличия разряда, который можно получить только вместе со стажем. Та же ситуация и в медицине - специалист, только что получивший диплом, может рассчитывать лишь на самую низкую квалификацию. Соответственно, если молодых представителей этих профессий не стимулировать надбавками, то их заработок окажется крайне низким. И те кадры, которые только что пришли в школу или в больницу, тут же убегут в поисках лучшей доли, оставив важнейшие отрасли без будущего.
А вот молодым представителям тех профессий, в которых размер ставки в общем-то не зависит от стажа, разряда или квалификации, дополнительные выплаты «за возраст» не положены. Конечно, если это не предусмотрено коллективным договором или иным локальным актом конкретного предприятия, что случается крайне редко. Обязать же большие и малые частные компании выстраивать систему льгот для молодёжи никто не вправе - нет такого закона.
- Лично я и не вижу смысла в том, чтобы доплачивать молодым сотрудникам только за то, что они молоды, - говорит Марина Звонникова, главный бухгалтер одной из красноярских компаний. - В первые месяцы работы в них приходится вкладывать гораздо больше, чем они отдают, - разъяснять специфику, исправлять ошибки и недочёты.
А вот предприниматель Владимир Корнеев уверен, что молодым специалистам, которые только что заступают на работу, всё-таки стоит доплачивать вне зависимости от профессии.
- Без молодых кадров ни одному предприятию не обойтись, - объясняет владелец небольшого предприятия. - Старики привыкли работать по-старому, по методикам двадцатилетней, а то и тридцатилетней давности. Для них чужды Интернет и всевозможные новые технологии. А молодого работника даже проще научить чему-то, чем переучивать тех, кто со стажем. Поэтому нужно как-то заинтересовать, а дополнительные выплаты - лучший стимул.
В нашей стране главный документ, определяющий, какие доплаты могут быть установлены тем или иным работникам, - это Трудовой кодекс Российской Федерации. В статье 135 ТК РФ сказано, что размер зарплаты устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Но есть ещё статья 144, которая регулирует систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. И в ней речь идёт не только о коллективных договорах, но и о том, что уровень оплаты может регулироваться локальными нормативными актами. Таким образом, законы о доплатах тем же молодым специалистам принять можно. Было бы желание. В нашем регионе оно есть.
От автора
Желание как можно скорее заполучить работу с запредельной зарплатой свойственно, неверное, многим молодым специалистам. Но, на мой взгляд, посыл должен быть несколько другой: стремление получить опыт, научиться мастерски овладеть профессией, работать на энтузиазме. Возможно, тогда большая зарплата сама найдёт такого специалиста. Конечно, бывают ситуации, когда у молодого работника нет материальной поддержки со стороны родителей и работать за «спасибо» он не сможет. Пожалуй, в таком случае он ещё ответственнее и старательнее станет относиться к работе, так как надеяться придётся только на себя. Дополнительные преимущества молодёжи нужны, но они не всегда должны быть только материальными. Когда-нибудь и они станут мастодонтами в профессии и постараются передать внимание и помощь, когда-то оказанную им, таким же желторотикам.
Нюанс
В нашей стране молодым специалистом считается работник, который получил начальное, среднее или высшее профессиональное образование и впервые поступил на работу по данной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения.