Новости

Летний бродяга

Летний бродяга

Студент СибГТУ Максим Хайбулин каждый год на два месяца становится бомжом. Нет, он не облачается в обноски и не начинает бродяжничать. Просто каждый год с 1 июля по 31 августа общежитие технологического университета, в котором он имеет временную прописку, прекращает свою работу. Пойти Максиму некуда - он сирота.

За годы учёбы в университете Максим эти два летних месяца каникул проводил по-разному. После первого курса пробовал селиться в другом городе у старшего брата, который уже работает и имеет свою семью. Но у того есть свои дети, а жилплощадь не резиновая. Любой нормальный человек в такой ситуации навязываться не захочет. После второго курса парень отправился до сентября поработать в стройотряде на Ванкор, а после третьего - на Ямал.

Сейчас Максиму уже 21 год, учится он на четвёртом курсе и где проведёт приближающееся лето, пока не знает. Но он задумывается и о более отдалённой перспективе. Однажды молодой человек получит диплом об окончании университета, из общежития его благополучно выпишут, и отправится молодой специалист, как часто говорят на торжествах для выпускников, в свободное плавание. В случае с Максимом эта фигура речи приобретает прямо-таки зловещий смысл. Очевидно, что даже если удастся найти хорошую работу, вчерашнему студенту вряд ли будут платить достаточно, чтобы он снимал жильё в аренду. О покупке квартиры, понятно, и речи идти не может. В общем, человеку будет негде жить.

Конечно, многим известно, что по закону государство должно предоставлять сиротам при достижении ими 18 лет отдельную квартиру. Газета «Городские новости» не раз писала об этом. Чаще всего в поле нашего внимания попадали истории, когда сиротам очень долго не удавалось получить положенное по закону. Случались в этой области и злоупотребления. Однако благодаря общественному вниманию в этой сфере вроде бы всё устаканилось. Вот и Максим, как положено, числится в краевом списке очередников, находясь там на сегодняшний день на 1671-м месте.

- Насколько мне известно, в год в Красноярском крае сиротам выделяется около 200-300 квартир, - отмечает Максим. - Такими темпами до меня очередь дойдёт лет через семь. Вуз же я закончу уже через полтора года. Надеюсь, что мне удастся решить эту проблему. За помощью я обратился уже к очень многим людям. Первый человек, к кому я пришёл, - бывший депутат городского Совета, телеведущая Елена Пензина. Она нашла юристов, которые сегодня совершенно бесплатно помогают мне решать вопросы с получением жилья. Благодаря такой поддержке и стараниям я поверил, что мне не доведётся бродяжничать.

Честно говоря, поверить в развитие подобного сценария получается с трудом. Не такой Максим человек. До поступления в университет он с 2003-го по 2010 год, как и многие другие мальчишки, оказавшиеся без родителей, жил и учился в кадетском корпусе. Максим до сих пор благодарен специалистам реабилитационного центра, которые подготовили его и направили туда на обучение. Кстати, именно в кадетском корпусе социальный педагог подробно разъяснила права сирот, настаивала, чтобы Максим научился обращаться с документами.

Наставники уже тогда заметили лидерские качества Максима и наделили его ответственностью - назначили командиром отделения. Так получалось, что где бы ни оказывался наш герой, его всегда выделяли и ставили руководителем коллектива.

К слову, ещё одной говорящей чертой в характере молодого человека является тот факт, что он поддерживает добрые отношения с отцом, хотя видятся они не часто. И это несмотря на то, что тот давно лишён родительских прав, да и вообще является прямым виновником сиротского положения не только Максима, но и ещё пятерых человек - его родных братьев и сестёр. Однако здесь нужно обратиться к предыстории и вернуться в 2002 год.

Семью Хайбулиных в назаровских социальных службах официально считали неблагополучной. Несмотря на то, что на руках у них было шестеро детей, родители регулярно выпивали. Понятно, такое поведение не способствует благосостоянию. Но Максим, вспоминая сейчас своё детство, с такой оценкой соцслужб не согласен.

- Наше положение, на мой взгляд, было нормальным, - рассказывает юноша. - Жилищные условия вполне приличные - у нас был свой дом на земле, все мы одеты и накормлены, дома имелось всё, что нужно. Да, родители выпивали, но не больше, чем в других семьях - по праздникам или если приезжали гости.

Семья Максима была большая - четверо братьев и две сестрёнки. Старший - Артём, следующий - Максим, потом Вадим и самый младший из братьев - Васятка. Сестрёнки - Надя и Роза. В тот год маленькая Розалинда только появилась на свет и была совсем крохой.

Максиму уже 21 год, учится он на четвёртом курсе и где проведёт приближающееся лето, пока не знает. Потому что единственный его дом - общежитие вуза.

Потом что-то случилось. Мы не стали расспрашивать Максима о подробностях трагедии, было видно, что парень до сих пор даже в мыслях старается обходить ужасное стороной. Если вкратце, то получилось так, что папа стал виновником гибели мамы. Конечно же, это напрямую было связано с употреблением алкоголя. Дети оказались в приюте, отца осудили и лишили родительских прав.

С тех пор прошло много лет, отбыв срок, отец освободился. Мужчине, кстати, тоже теперь некуда идти - дом семьи за годы пустоты пришёл в негодность, жить в нём сейчас невозможно.

- В любом случае отца я не брошу, - просто и без пафоса говорит парень. - Опуститься или пропасть я ему не позволю. Кто знает, как сложится жизнь - всегда может понадобиться помощь родного человека.

Среднее образование Максим получил, как мы уже говорили, в кадетском корпусе. Конечно же, после такой прививки почти армейской жизни, захотел связать свою судьбу с вооружёнными силами. Но поступить в те учебные заведения, где есть военная кафедра, по разным причинам не получилось. Так, в школу ФСБ не приняли - помешала судимость отца. Пришлось пойти по гражданской стезе.

Однако юноша не теряет надежды оказаться в армии. Более того - впереди, после окончания вуза ему светит срочная служба. Парень говорит, что пойдёт туда со спокойным сердцем, и раздумывает сейчас над тем, чтобы остаться служить по контракту.

Под конец разговора Максим заметил, что часто ему приходилось сталкиваться с незнанием такими же сиротами, как он, своих прав. Многие из них, начиная самостоятельную жизнь, испытывают чувство растерянности, не могут понять, где и кто им может помочь в трудной ситуации. Максим утверждает, что из-за мытарств с квартирой он получил кое-какой опыт в отношении защиты прав сирот и теперь желает помочь советом своим товарищам по несчастью, если кто в нём нуждается. Для этого он попросил опубликовать адрес его электронной почты, куда могут написать желающие получить бесплатную консультацию: maksim-khajbulin@mail.ru.

Есть такая поговорка: «Удача любит смелых». Это означает, что жизнь устроена так, что благоприятных возможностей больше у того, кто стоит лицом к судьбе и смело идёт навстречу событиям. Наверное, этот же принцип можно применить в очень многих сферах жизни - богатство любит щедрых, а тот, кто готов помогать, хотя сам нуждается в помощи, обязательно должен получить поддержку. Уверены, с Максимом Хайбулиным так и получится.

В тему:

С 1 января 2013 года квартиры, которые покупает для сирот государство, переводятся в специальный фонд. По договору жилище передают сироте сразу, и он может в нём жить, но без права приватизировать квартиру в течение пяти лет. Это сделано для того, чтобы защитить сироту от квартирного обмана или мошенничества. Ведь, как известно, вчерашние детдомовцы зачастую слабо адаптированы к самостоятельной жизни в обществе.

В течение пяти лет специалисты будут наблюдать, насколько хорошо человек содержит квартиру, какой образ жизни ведёт. Если он исправно платит за ЖКХ, сам хозяин ведёт нормальный образ жизни - он получит право приватизации. В противном случае владельца никто не выселит, но мораторий на оформление квартиры в собственность продлится ещё на пять лет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА