Новости
Последний энциклопедист
180 лет назад, 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 года, в селе Верхние Аремзяны неподалёку от Тобольска в семье директора Тобольской классической гимназии и училищ Тобольского округа надворного советника Ивана Павловича Менделеева родился семнадцатый ребенок, которого назвали Дмитрий.
Во всём мире широкая публика знает его в основном как автора одного из фундаментальных законов естествознания по таблице, названной его именем. Но он был не просто химиком, а последним учёным-энциклопедистом: физиком, геологом, метеорологом, метрологом, социологом, демографом, экономистом, почвоведом, аграрием, педагогом, инженером-приборостроителем, воздухоплавателем, философом, нефтяником, металлургом, географом, основоположником агрохимии и химической промышленности. Среди направлений его научной деятельности - кораблестроение, освоение Крайнего Севера, биология, медицинская химия, просвещение, искусствоведение, экология. Он исследовал историю древних азиатских, американских и европейских государств, занимался исторической психологией, писал об индустриализации и размещении производительных сил. В нашей стране его труды во многих областях науки, техники, промышленности, сельского хозяйства и транспорта считаются классическими.
Из-за интриг гениальный Менделеев не был избран в Петербургскую Академию наук, в 1880 году его забаллотировали (это вызвало резкий протест всей мировой научной общественности), и позже он уже не выставлял свою кандидатуру. Не стал он лауреатом и Нобелевской премии, хотя его несколько раз выдвигали. В 1905 году Нобелевский комитет даже присудил ему премию, Королевская Академия наук Швеции (кстати, иностранным членом которой состоял Менделеев) не утвердила решение. Возможно, какую-то роль сыграл в этом многолетний конфликт Менделеева с семейством Нобелей, владевшим бакинскими нефтепромыслами (Дмитрий Иванович выступал с критикой методов добычи нефти, наносящих урон окружающей среде). Но из рассекреченных сейчас материалов Нобелевского комитета известно, что в 1907 году, скорее всего, премия была бы присуждена, однако в феврале учёный умер.
И тем не менее Менделеев был самым признанным российским учёным в мире. У него было более 130 почётных званий в университетах и научных обществах - почётный профессор Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны, Эдинбургского, Принстонского, других зарубежных университетов и всех российских, член Датской, Ирландской, Чешской, Венгерской, Прусской и всех остальных академий наук, а также академий искусств, художеств и литературы.
Сам Менделеев считал науку одним из трёх направлений своей деятельности на благо России. В конце жизни он писал в частном письме С. Ю. Витте (которое почему-то не отправил) о «трёх службах Родине»: «Начав (1855) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов, прежде всего, в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую, т. к. все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Бельгийской, Парижской, Берлинской и Бостонской, избрали меня своим сочленом, как и многие учёные общества России, Западной Европы и Америки. Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство во 2-м кадетском корпусе, в Инженерной академии, в Институте путей сообщения, в Технологическом институте и в Университете. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, я всегда слышал, что доброе в них полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботит меня с юных лет до сих пор. Эта служба, по мере сил и возможности, на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично участвовал… Личные усилия убедили меня, однако, очень скоро, что с одним земледелием Россия не двинется к надобным ей прогрессу, богатству и силе, останется страною бедною, что настоятельнее всего рост других видов промышленности: горного дела, фабрик, заводов, путей сообщения и торговли…»
Почему-то Менделеев не назвал, а может быть, подразумевал в «третьей службе» свою государственную деятельность. А он был многолетним советником императоров Александра III и Николая II, того же Витте, других министров и министерств русского правительства, принимал участие во многих государственных программах и проектах - от добычи углеводородов и строительства Транссиба до выработки таможенной тарифной политики и перевооружения российского военного флота. Работал в Артиллерийском комитете Главного артиллерийского управления военного министерства, Техническом комитете морского министерства.
Был Менделеев и разведчиком. В 1995 году издан первый том «Очерков истории российской внешней разведки в шести томах» под редакцией тогдашнего директора СВР Е. М. Примакова, там была небольшая глава о Менделееве, его командировках по линии военного ведомства в США и Европу для изучения состояния нефтехимической и оборонной промышленности. В общем-то в этой публикации, почему-то наделавшей много шума, никакого открытия не было. О «секретной миссии» в 20-е годы вспоминал сын учёного Иван Менделеев, да и в дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона эти поездки Менделеева напрямую связывались с его сотрудничеством с военным и морским ведомствами. В то время русский Генштаб довольно широко привлекал крупных учёных к разведывательной деятельности. Был ли Менделеев кадровым разведчиком, то есть служил ли во втором отделе Генерального штаба как академик Н. М. Пржевальский и многие другие выдающие люди того времени - сказать трудно. Но он, безусловно, стоял у истоков научно-технической разведки. Он невероятно много времени проводил за границей, в некоторых странах бывал по 30 раз, объездил все научно-промышленные центры Западной Европы и Северной Америки. Составлял общие доклады правительству, а специальные - о военной промышленности - морскому и военному ведомствам.
Он был человеком государственного мышления и пользовался большим авторитетом у властей, хотя, имея непростой характер, часто ругался с чиновниками. Несмотря на нередкие обвинения его в монархизме и антисемитизме, и оппозиция относилась к нему достаточно уважительно. Даже то обстоятельство, что он стал одним из основателей крайне правого Союза Русского народа, не изменило этого отношения. Коммунистами он был канонизирован ещё при жизни. Они считали его сторонником диалектического материализма и воинствующим материалистом. Ф. Энгельс писал: «Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг...».
Ленин, иногда критикуя взгляды Менделеева по вопросам развития рынков и капитализма вообще, относился к учёному очень трепетно. Там присутствовал и личный момент - Менделеев был любимым учителем старшего брата Ленина Александра Ульянова, сам же профессор сожалел о казни террориста-вундеркинда, в котором видел несостоявшееся будущее российской науки. Но даже по многим вопросам экономической теории, экономической географии, путях промышленного развития России Ленин соглашался с Менделеевым. Уже после революции он обращался к конкретным предложениям Менделеева, например, о «соединении» уральской руды и кузнецкого угля, о развитии в Кузбассе металлургического производства как основы сибирской индустрии и т. п.
Большевики в значительной мере воплотили и образовательный проект Менделеева. Отказ от классического образования - он сам плохо учился в гимназии и считал бесполезными мёртвые языки и т. п. - «образование должно быть жизненным и реальным» (то есть политехническая школа); вузы должны иметь непосредственную связь с промышленностью и практикой вообще, обязательное начальное образование, младшая школа в каждой деревне, старшая в каждом городе, во всех губернских центрах - вузы; для учителей высшее 5-летнее педагогическое образование, совместное обучение мальчиков и девочек и т. п.
В июле 1918 года Ленин как председатель Совнаркома утвердил «Список лиц, коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР» из 66 персоналий в шести номинациях: 31 революционер, 20 писателей, семь художников, три композитора, два артиста, а в категории «философы и учёные» значились Сковорода, Ломоносов и Менделеев. Ленин поручил помочь материально семье Менделеева, его дочери предложил написать воспоминания об отце (что она и сделала) и дал указание: «Необходимо издать совершенно полное собрание сочинений Д. И. Менделеева, включая в них решительно всё, что написано его рукой».
Издали, правда, не всё, но в сталинскую эпоху Менделееву отдавали должное. Именные премии Академии наук, знаменитые менделеевские съезды (причем международные); была создана государственная Комиссия по изучению научного наследия. Издавались многочисленные сборники документов и научный архив, и это помимо 26-томного собрания сочинений (из них только один том посвящён Периодической системе, а экономические работы составили четыре тома).
Наука, как известно, не стоит на месте, и какие-то его работы по геофизике или гидродинамике, наверное, представляют сейчас интерес в большей степени с точки зрения истории науки. Но труды по обществоведению, в частности последние - «Заветные мысли» (1903-1905) и «К познанию России» (1906) и сейчас кажутся невероятно актуальными, как и его прогнозы, куда пойдёт Россия и как пойдёт, что же будет с Родиной и с нами.