Новости
Бездуховность правит бал
Сразу два материала, опубликованные в прошлом выпуске «Города будущего», вызвали интерес доктора философских наук, профессора Элеоноры Мартыновой. Она направила в редакцию письмо, в котором выразила свою точку зрения о судьбе образования, учительства в России. Мнение неоднозначное, но наверняка взгляд учёного будет интересен многим нашим читателям.
Сегодня, когда молодым задают вопрос, кто, по их мнению, является героем нашего времени, то многие называют банкиров, олигархов, менеджеров, представителей шоу-бизнеса. То есть тех, кто получает большие деньги. Девочки мечтают найти себе богатого мужа-бизнесмена или хотят стать моделью, чтобы прославиться и тоже заработать много денег. И почти никто не упоминает имя учителя, занятого очень важным для государства и общества делом: обучением и воспитанием нового поколения людей.
Что с нами случилось? Почему вместо стремления к духовному росту многие люди стали желать только одного - материальных благ? И почему по уровню достатка стали оценивать теперь человека?
Ответ очень прост. Более 20 лет назад наши правители решили повернуть общество вспять, к капитализму. А в нём как раз и правят бал корысть и бездуховность. Поэтому во многом объяснимой становится незавидная судьба культуры и образования в России. А также их работников.
Известно, что ранее господам и правителям было выгодно иметь безграмотных, невежественных тружеников, которые бы работали от зари до зари, не думая больше ни о чём, кроме своего собственного выживания. Но научно-технический прогресс потребовал от людей определённой суммы знаний. И господствующим классам пришлось открыть для рабочих сначала начальные, а впоследствии и средние школы. Правда, в мире до сих пор остаётся ещё много неграмотных и малограмотных людей. А высшее образование часто бывает недоступно малоимущим слоям населения, в том числе и у нас в России.
Складывается парадоксальная ситуация: социальный прогресс невозможен без культурных, образованных людей, а господам и правителям страшно иметь дело с умными, творческими личностями. Они будут задавать неудобные вопросы, размышлять о несправедливом общественном устройстве и т. д. Кстати, об этом как-то проговорился один видный российский политик, заявив, что среди оппозиционеров много людей с высшим образованием. Поэтому образование вредно.
Вот почему при осуществлении реформы образования в России мы наблюдаем два подхода к ней. Одни выступают за его доступность для всех слоёв населения, за широкое освоение знаний, за подготовку будущих творцов, созидателей. По их мнению, нужно возвысить понятие народного учителя, чтобы он стал одним из первых деятелей страны. Учитель - это не только тот, кто даёт знания. Это также воспитатель детей и народа, его просветитель. Причём делает он всё это бесплатно. К последним можно отнести и учителя красноярской гимназии № 16 Логинову, которая создала клуб креативного чтения для учащихся. И где дети рассуждают о духовности и нравственности. Об этом клубе недавно написала газета «Городские новости».
Другие же «реформаторы» ставят своей целью подготовку людей, не рассуждающих о смысле жизни, начётчиков, бездумно исполняющих волю господствующего класса. Вот почему в некоторых странах, а теперь и в России, был внедрён Единый государственный экзамен с использованием тестов для оценки знаний учащихся. И теперь учителя вместо обучения вынуждены заниматься натаскиванием детей.
Эти же чиновники выступили с инициативой о сокращении часов на необходимые предметы, а некоторые дисциплины даже выбросили, посчитав неважными. Например, астрономию. Зато нашлось время на так называемое половое воспитание учащихся, которое родительская общественность назвала половым развращением.
В последнее время у нас стали обращать больше внимания на положение школы и учителя. При этом заметен рыночный подход в этом деле. Но школа - не то учреждение, к работе которого надо подходить с рублёвой меркой. А учитель - больше чем простой урокодатель, получающий деньги со своих клиентов через обучение в Интернете. Об этом говорил в своем интервью газете «Городские новости», опубликованном в № 13 2014 года, член экспертного совета при правительстве РФ Щедровицкий.
В школе дети образовываются, и как мы уже говорили, воспитываются. Поэтому учитель должен быть поставлен в такие условия, чтобы он смог полностью посвятить себя этому возвышенному и тончайшему процессу.
Школа - не только помещение для пребывания учителя и ребёнка. Она должна стать местом притяжения для всех людей, стремящихся к духовному росту, учить родителей делу воспитания их детей.
Учителя следует отнести к профессиям, хорошо вознаграждаемым государством. И высоко оценённым морально. Мы помним, ещё в лихие 90-е многие учителя месяцами не получали зарплату. А социальное расслоение общества стало наблюдаться и в школьных классах, где учились дети из бедных и богатых семей. Последние высокомерно относились не только к неимущим одноклассникам, но и к своим наставникам. В Учении Живой Этики Рерихов сказано по этому поводу: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества… Народ, забыв учителя, забыл своё будущее… Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны». (Агни - Йога М. 1992. Т. 3 с. 357)
Мы живём сегодня в перевернутом с ног на голову мире. Только тогда, когда всё встанет на свои места, учитель займёт достойное положение в обществе.
Элеонора МАРТЫНОВА, доктор философских наук, профессор