Новости
До шестнадцати не целоваться
Произведения Теодора Драйзера и Бориса Васильева отказались выдавать омским школьницам сотрудники библиотеки. Свой отказ они мотивировали тем, что книги не предназначены для читателей моложе 18 лет. Правда, посовещавшись, книгу Васильева ученицам всё-таки дали почитать.
Библиотекари пояснили, что выполняют требования Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ обязал провести маркировку книг. В частности, теперь в библиотеках издания должны выставлять на стеллажах в соответствии с возрастами читателей: «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+». И, к примеру, книгу с пометкой «16+» тринадцатилетнему подростку выдавать не должны.
Но по каким критериям распределять издания? Какие книги можно читать в двенадцать лет, а какие только после шестнадцати? С этим вопросом представители библиотек обращались в различные ответственные ведомства. Но чёткого ответа так и не получили, при этом требования к маркировке книг менялись несколько раз.
Сначала библиотекарям разрешили не маркировать возрастными знаками книги, выпущенные до первого сентября 2012 года. То есть до вступления в силу закона о защите детей от вредной информации. Все книги, напечатанные после этой даты, должны маркировать сами издательства. Затем появилось другое пояснение к закону - библиотекарей обязали расставить все издания, независимо от даты выпуска, по стеллажам в соответствии с возрастными категориями. Книги, неподходящие для детей, необходимо убрать из доступных мест в отдельные помещения, чтобы ребёнок случайно не взял их. Сделать это нужно было до первого сентября прошлого года. Причём определять, кому что можно читать, должны сами сотрудники учреждений. Но как отсортировать тысячи книг, не имея чётких критериев?
«Надо честно признать, что в целом библиотечное сообщество достаточно легкомысленно отнеслось к закону и вошло в 1 сентября ни морально, ни материально не подготовленным, полагая, что он касается преимущественно детских и школьных библиотек, - заявила Ирина Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации. - Сейчас нужно не упустить время, когда ещё можно попытаться переломить ситуацию и не дать некоторым положениям закона затормозить и даже приостановить развитие общедоступных библиотек».
Библиотеки до сих пор пытаются перестроить свою работу под новые требования. Директор омского учреждения, в котором школьницам не выдали Драйзера, пояснил: «Когда несовершеннолетний читатель приходит за книгой, работник библиотеки сверяет произведение с маркировкой, которая существует на сайтах издательств. Если сотрудник видит, что на издании стоит пометка «18+», он по закону не имеет права выдать книгу».
Красноярские библиотекари на условиях анонимности рассказали нам, что промаркировать все книги и расставить их по стеллажам, соблюдая все требования закона, включая расстояние между полками, просто невозможно - у большинства учреждений нет таких площадей.
- Может быть не промаркирована классика и научно-популярная литература, поэтому мы удивлены, что школьницам не выдали Драйзера, - пояснили нам. - Вообще, конечно, промаркировать все книги, хранящиеся в библиотеках, просто нереально. Удивляют и критерии, которые предлагают для оценки. Например, если в произведении рассказывается о разводе родителей или есть сцены с поцелуями, читать такую книгу можно только после шестнадцати лет. Но у нас столько прекрасной подростковой литературы, в которой описываются подобные ситуации! И читать эти книги после шестнадцати лет ребёнку уже будет неинтересно.
Директор Красноярского лицея № 9 Ирина Осетрова считает, что такой подход не оградит детей от вредной информации.
- В семь лет я прочитала все произведения Артура Конан Дойля, лучше или хуже от этого я не стала, - говорит Ирина Геннадьевна. - Поверьте, современные дети развиваются быстрее, они знают больше нас с вами. И они должны сами уметь правильно отбирать информацию. Всё маркировать невозможно, Интернет, телевидение доступны для каждого. Далеко за примерами ходить не надо. Телеканалы обязаны указывать, на какой возраст рассчитаны те или иные показы. Значки появились, но разве родители могут постоянно контролировать, что смотрит их ребёнок? У детей должен быть и самоконтроль.
Действительно, если ребёнок не сможет взять книгу в библиотеке, это вовсе не означает, что он не сможет её прочитать. Свободный доступ в Интернет пока никто не отменял. Но при этом работники библиотек вынуждены, соблюдая закон, ограждать детей от пользования фондами. А мы и без того уже давно перестали быть самой читающей страной мира.
В ТЕМУ
В октябре прошлого года в Биробиджане второкласснице задали прочесть русские народные сказки. В сборнике произведений, который ребёнку выдали в библиотеке, её родители нашли кое-что, о чём детям читать не стоит.
Истории о лесных жителях не только имели эротический подтекст, но и описывались с использованием крепких выражений. Как выяснилось, в руки ребёнка попал сборник неадаптированных русских сказок - без цензуры и исправлений. Такая книга не предназначена для детского чтения, а скорее представляет интерес для взрослых ценителей русского фольклора. Однако в библиотеке никто в содержание этой книги не вчитывался. Все книги сразу после этого инцидента изъяли из общего доступа.
НЮАНС
Всего, по данным Министерства культуры РФ, в нашей стране открыты 42 520 библиотек, в которых хранится два миллиарда книг.
А КАК УНИХ
В 90-х годах прошлого века в некоторых штатах США было запрещено более 50 книг. Среди них «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Гроздья гнева» Стейнбека, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «1984» Джорджа Оруэлла. Книги Марка Твена попали под запрет «за расистскую направленность».
Кроме того, в этой стране есть списки книг, не рекомендованных для изучения в школе. Среди произведений, попавших под подобный запрет, «Убить пересмешника» Харпер Ли, некоторые книги Курта Воннегута и даже «Питер Пэн». Одними из последних книг, запрещённых в христианских школах США, а также Великобритании и Австралии, стали романы о Гарри Поттере. По мнению многих религиозных организаций, эпопея Джоан Роулинг вызывает у детей нездоровый интерес к оккультизму.