Новости

К 80-летию Красноярского края: Знаменитые лётчики

К 80-летию Красноярского края: Знаменитые лётчики

Дядя Вася на летающей лодке

С именем этого человека тесно связана история полярной авиации. Отважного лётчика Василия Молокова, который родился в Московской губернии, можно по праву считать сибиряком. В Красноярске он провёл не один год. Лётчика, в честь которого названы улица и остров в краевом центре, помнят и сегодня. А в тридцатые полярники были настоящими героями, их портреты украшали плакаты, листовки, передовицы газет.

В 1934 году Молоков был среди спасателей членов экспедиции, которые на пароходе «Челюскин» отправились из Мурманска во Владивосток, чтобы отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути. Но в Беринговом проливе пароход раздавило льдами, он затонул. 104 человека оказались на льду. Их нужно было спасать, чем и занимались полярные лётчики, в том числе Молоков. Он пролетел через северные районы Сибири до Берингова пролива и вернулся обратно вдоль арктического побережья на Диксон, а оттуда продолжил путь вдоль Енисея до Красноярска. Именно дядя Вася, так назвали его челюскинцы, вывез больше всего людей - 39 человек. На своём двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по шесть человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» Молоков совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск - Киренск - Якутск - Нагаево - Нижнеколымск - Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936-м пролетел вдоль Арктического побережья СССР, в 1937-м участвовал в экспедиции на Северный полюс - в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. С 1938 года - начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Несмотря на столь крепкую связь с Сибирью генерала-майора авиации, в Красноярском краеведческом музее хранится не так уж много его вещей. Сотрудники музея показали его членские билеты 1930-х годов и фотопортрет, сделанный здесь, в Красноярске. Уйдя на покой, Герой Советского Союза Василий Молоков уехал жить в Москву.

На чём летали

Летающая лодка DoJ «Валь» была создана в начале 1920-х годов талантливым германским конструктором Клодом Дорнье. Самолёт более двадцати лет находился в составе военно-воздушных сил и гражданской авиации многих стран.

Гидросамолёты Дорнье «Валь» принимали участие в нескольких войнах, открывали новые воздушные линии, совершали дальние перелёты. Под их крыльями проплывали пески Сахары, бескрайние ледяные поля Арктики, просторы океанов. Принятый на вооружение ВВС РККА в конце 1920-х годов, Дорнье «Валь» сыграл важную роль в становлении советской морской и полярной авиации. На протяжении длительного времени самолёты этого типа были единственными, способными выполнять дальние полёты по трассе Северного морского пути для ледовой разведки. Высокая надёжность двигателей, прочность конструкции, лёгкость в управлении позволяли лётчикам с честью выходить из аварийных ситуаций. Перед второй мировой войной наследником Дорнье «Валь» стали новые гидросамолёты Dol5 и Dol8, полностью сохранившие компоновку своего предшественника.

«Жаль, что не дают орденов самолётам, а то мой Р-5 должен был получить самую высокую награду», - говорил один из легендарных лётчиков полярной авиации Михаил Водопьянов. Р-5 - советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Серийно выпускался с 1930-го по 1941 год на авиационном заводе № 31 в Таганроге. Конструкция самолёта состояла из дерева (сосна, фанера) и стали. Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более тысячи машин эксплуатировалось в ГВФ как почтовые и грузо-пассажирские. Более пяти тысяч самолётов имелось в РККА, где он был основным образцом разведчика, лёгкого бомбардировщика и штурмовика до начала 1940-х годов. Участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин».

А мы идём на север

Сибирь - удивительный край, самый богатый на планете: в недрах Красноярского края сокрыта почти вся таблица Менделеева. Но в то же время Сибирь - как остров в далёком океане, добраться до этих сокровищ ох как непросто. Особенно учитывая, что большая их часть сокрыта на севере. А добраться до богатства советскому государству было очень нужно - ведь страна рабочих и крестьян противостояла всему миру.

В начале тридцатых годов прошлого века главной дорогой, которая связывала южные и северные территории, был Енисей. Именно по реке перевозили более 60 процентов грузов. С появлением и развитием авиации большие надежды стали возлагать на воздушный флот. В 1938 году началось строительство Норильского горного комбината, возникла проблема круглогодичной доставки людей, провизии и материалов.

На полярную авиацию возлагались задачи по ледовой разведке и проводке кораблей, а также по авиационному обслуживанию научно-исследовательских экспедиций, изучавших природные ресурсы северных морей и Северного ледовитого океана. В 1930-е годы для организации регулярных полётов по линиям Тюмень - Салехард, Красноярск - Дудинка - Диксон, Якутск - Тикси были созданы Енисейская и Ленская авиагруппы. Экипажи полярной авиации осваивали новые районы Арктики.

В связи тем, что Красноярск стал одним из главных пунктов оправления воздушных судов на север, в 1934 году в нашем городе решили создать гидроавиабазу и авиаремонтные мастерские на острове Телячьем (сейчас остров Молокова). В 1935 году мастерские стали Красноярским авиаремонтным заводом. Здесь стандартные машины адаптировали к условиям Крайнего Севера: утепляли кабины, монтировали устройства для аэрофотосъёмки и ориентации над льдинами. «Производственное здание мастерских, администрация, котельная и подстанция находились в центре острова, - пишет в книге «Люди и небо» Александр Кацура. - Рядом с производственным зданием были два склада для хранения запчастей и материалов. Недалеко от котельной на берегу Енисея была пристань. Катер в судоходный период привозил работников, живущих в городе, на остров на работу. Западнее производственного здания мастерских находились лётно-испытательная станция и ангар, в котором выполнялись сборочные работы, неподалёку - здание управления, где размещались службы гидропорта. В южной части острова находился жилой посёлок, в котором было три двухэтажных дома: в одном жили семьи лётного состава, в другом располагалась военизированная охрана, в третьем гостиница».

Мыс мужества

В Красноярском крае находится самая северная точка Евразии - мыс Челюскин. Он расположен на севере полуострова Таймыр и омывается проливом Вилькицкого. До ближайшего берега острова Большевик 53 килоиетра. Глубина вод у мыса до 10 метров. Высота суши менее 10 метров, берег обрывистый. С запада мыс омывает бухта Спартак.

Достигнут впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом Семёном Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году. К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893-м - норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его. В 1932 году экспедицией Арктического института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнёв» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории. В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром.

2 октября 2009 года из посёлка Хатанга на мыс Челюскина в сопровождении миссионерской группы епархиального духовенства на мыс прибыл архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. Православная делегация установила там поклонный крест.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА