Новости

С криками “ура!” (улица Вильского)

С криками “ура!” (улица Вильского)

Он отличился во время форсирования Одера

Настоящим героем был Вениамин Вильский. Два года автоматчик разведроты был на фронте, освобождая вместе с другими советскими воинами землю от врага. В мирной жизни Вениамин Владимирович совершал трудовой подвиг.

Родился 18 марта 1925 года в Улан-Баторе в рабочей семье. В 1939 году окончил семь классов школы в Красноярске, после чего работал рулевым-мотористом в речном порту города Игарки. В мае 1943 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен на фронт. К январю 1945 года гвардии ефрейтор Вениамин Вильский был автоматчиком разведроты 17-й гвардейской механизированной бригады 6-го гвардейского механизированного корпуса 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта. Отличился во время форсирования Одера.

— На рассвете 25 января 1945 года в районе городе Кёбен (ныне Хобеня, Польша) Вильский переправился через Одер в составе разведгруппы из пяти человек, — рассказывает Константин Карпухин, краевед. — Группе удалось захватить дот с четырьмя орудиями и восемью пулемётами, уничтожив при этом около тридцати вражеских солдат и офицеров. Действия группы позволили обеспечить переправу через Одер остальных стрелковых подразделений. Во время боёв за расширение плацдарма Вильский лично уничтожил пулемёт и около 20 вражеских солдат и офицеров.

Об этих событиях сохранились воспоминания дважды Героя Советского Союза Дмитрия Лелюшенко:

“Для начала форсирования было подготовлено из добровольцев восьми боевых групп по восемь — двенадцать человек в каждой, почти все коммунисты и комсомольцы. Они были вооружены противотанковыми ружьями, гранатами, противотанковыми минами, дымовыми шашками и автоматами. Фронт форсирования охватывал участок примерно один километр. Обстановка была сложной. Наступил момент спуска лодок на воду. Непроглядная мгла, на реке не закончился ледоход, сильный ветер со снегом лепит лицо, а на противоположном берегу затаился враг в готовности уничтожить всех, кто переправится. Но несмотря на это, лодки были быстро спущены на воду и группы двинулись выполнять боевую задачу”.

Неприятель заметил лодки, когда они были уже на середине реки. Гитлеровцы, осветив местность ракетами, открыли интенсивный огонь, в результате чего часть лодок были потоплены, некоторые, потеряв ориентировку, оказались у своего берега. “Мы с нетерпением ожидали по радио донесения хоть от одной группы, — вспоминал Лелюшенко. — Но сигналов не поступало. Это были тяжёлые, мучительные минуты. Чуть забрезжил рассвет. На противоположном берегу пять бойцов залегли цепочкой вблизи вражеского дота. Значит, добрались! Вскоре гвардейцы поднялись во весь рост, с криками “ура!” атаковали неприятеля и захватили дот”.

К слову, речь идёт не об обычных дотах, а о стационарных железобетонных сооружениях, имевших по два-три этажа, с четырьмя орудиями и восемью пулемётами. Эти огневые точки входили в систему обороны Бреславльского укреплённого района. “Но, на наше счастье, мы своим быстрым темпом наступления опередили противника, и он не успел посадить в доты штатные боевые гарнизоны, — писал Лелюшенко. — Они были где-то в пути и опоздали, а здесь отбивались только дежурные группы фольксштурма. Вскоре мы узнали имена храбрецов: командир взвода старшина Т. Д. Седенков, старший сержант Т. К. Кержнев, ефрейтор В. В. Вильский, рядовые Г. А. Слободенюк и Ф. П. Тюменцев, все комсомольцы”.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за “мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками”, гвардии ефрейтор Вениамин Вильский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

По окончании войны, будучи старшиной запаса, Вильский в солдатской шинели приехал в Красноярск и пошёл работать на железную дорогу. Специальных знаний у него не было, и поэтому он стал кочегаром паровоза. У всей поездной бригады, особенно у кочегара, не было ни одной свободной минуты: подбрасывай уголь в топку, подкачивай воду, поднимай пары. Но Вильский не только работал, но и учился: стал помощником машиниста, а в 1955 году ему доверили вести в рейс железнодорожный состав. Позже он перешёл на электровоз.

Был делегатом XXIII съезда КПСС (член партии с 1957 года). Ему доверили везти в Красноярск поезд с делегацией во главе с Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым.

Выйдя на пенсию, Вильский принимал активное участие в жизни ветеранов Красноярского локомотивного депо, часто встречался с призывниками, учащимися школ, рассказывал о воинской службе. Немало времени уделял передаче своего опыта новичкам, молодым железнодорожникам. Умер Вениамин Владимирович Вильский 19 августа 1980 года. Похоронен в Красноярске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА