None
Зырянов Николай Иванович
Ежегодно в преддверии всенародного и любимого праздника Великой Победы память возвращает меня в тёплый летний день 1950 года.
Помнит лица убитых друзей
Ежегодно в преддверии всенародного и любимого праздника Великой Победы память возвращает меня в тёплый летний день 1950 года.
В тот день к берегу Енисея у села Ворогово, выпуская чёрный дым из трубы, подошёл пассажирский пароход “Серго Орджоникидзе”, и на берег в числе первых вышел высокий и стройный молодой солдат в гимнастёрке, на которой ярко блестели боевые ордена и медали. К вечеру всяк и все знали, что на Родину к родителям вернулся фронтовик Зырянов Николай Иванович, который в 1943 году добровольцем ушёл на фронт.
После капитуляции Германии его эшелон, шедший из Кёнигсберга на Дальний Восток добивать японскую армию, был остановлен в Москве, и после тщательной проверки Николай Иванович попал на службу в штаб дивизии, охранявшей сталинскую дачу в Кунцево. Отбирали туда только боевых фронтовиков, и с июня 1945-го по июнь 1950 года он прослужил там.
Мы, старшеклассники, 1 сентября увидели нашего фронтовика в школе в качестве учителя. Он преподавал нам черчение, рисование, уроки труда и домоводство, начальную военную подготовку, учил игре на аккордеоне. Все без исключения ученики гордились и любили нашего учителя. Он был очень интеллигентным педагогом и, как говорят, учителем с большой буквы.
То, что Вороговская средняя школа в Туруханском районе была лучшая, это неоспоримая заслуга Зырянова Николая Ивановича. Он очень любил свою работу и своих учеников, а они отвечали ему взаимностью.
Его красивый дом, который он сам построил на берегу Енисея, был гостеприимен. К нему заходили очень многие знаменитые люди. Такие, как телеведущий Юрий Сенкевич, писатели Виктор Астафьев и Валентин Распутин, художники Владимир Мешников и Александр Покровский.
Я тоже окончил школу и, отучившись, вернулся работать в Ворогово, и мы стали с моим учителем большими друзьями. Мы оба очень любили рыбалку и много времени проводили на просторах Енисея. Он был немногословен, но иногда на берегу в тёплые вечера у костра с наваристой ухой, глядя на огонь, он становился более разговорчивым и говорил, что помнит каждый день войны, помнит имена и лица убитых друзей. Помнит, как приходилось бить ножом немецких часовых и отбиваться гранатами от преследования. Как часами в снегу у дороги поджидать машину с немцами, а затем молниеносно всех перебить, оставив одного или двух, старших по званию. Как рискуя быть убитым, закрывать этого немца своим телом, чтобы дотащить его живым и выпотрошить из него все нужные сведения.
Ежегодно, в день Великой Победы, находясь в любой компании, я поднимаюсь за столом и говорю простые слова: “Спасибо тебе, солдат. Спасибо, учитель. Спасибо друг”. Затем низко кланяюсь. И все знают, что эти слова — Зырянову Николаю Ивановичу.
Георгий КУЗНЕЦОВ