Проспект культуры
В труппу Красноярского театра кукол набирают новых актёров
Баня, проза, песня, этюд с куклой… Всё это похоже на экзамен при поступлении на актёрский факультет. Но в качестве экзаменуемых профессионалы, и не только молодые люди, — они хотят стать артистами Красноярского театра кукол.
Баня, проза, песня, этюд с куклой… Всё это похоже на экзамен при поступлении на актёрский факультет. Но в качестве экзаменуемых профессионалы, и не только молодые люди, — они хотят стать артистами Красноярского театра кукол.
_— Прослушивание новых претендентов в театре — обычная история, в любой труппе она происходит регулярно, — рассказывает Борис Смелянец, который на данный момент является не только артистом театра, но и исполняет обязанности главного режиссёра. — Так устроена жизнь: кто-то уходит в декрет, кто-то уезжает и так далее. В этом году мы хотим пополнить труппу двумя-тремя артистами, нам нужны и мужчины, и женщины. Удастся ли нам это — покажет прослушивание. _
На сцену по очереди выходят претенденты на вакантные места. Их четверо, два мужчины и две дамы. Волнуются. У девчонок есть опыт работы на сцене, они закончили колледж искусств, год играли в Железногорском театре кукол, уже знакомы с разными системами кукловождения. Людмила начала с прозы Астафьева, потом читала стихотворение. Показывать кукольный номер вышла вместе с подругой-коллегой. Артистки представили номер на двоих — они изображали малышей, резвившихся под взрослую музыку. Артём в этом году заканчивает Красноярский институт искусств, он — актёр театр и кино. Но парень влюблён в кукольный театр и желает попробовать свои силы именно в этом жанре. В качестве зрителей в зале — актёры и руководство театра.
_— В Красноярске не готовят актёров кукольного театра, — говорит Борис Смелянец. — Такую специальность можно, например, получить в Москве, Санкт-Петербурге или Ярославле, где учился я. Актёр театра кукол должен уметь всё, что и драматический артист, но только больше, ко всему нужно прибавить навыки работы с куклой. Последнее важно, конечно, но мы считаем, что если у человека есть актёрский талант и желание работать, он сумеет научиться и кукловождению. Мы поможем ему в этом. _
Поэтому жёсткого требования, чтобы те, кто желает поступить в труппу, в совершенстве владели мастерством кукловождения, нет. Хотя показать свои навыки по взаимодействию с куклой конкурсанты продемонстрировать должны — это сразу покажет, чувствует ли актёр своего “напарника”, способен ли работать кукловодом.
_— Самое сложное в нашей профессии — несмотря на то, что находишься на сцене, быть готовым оставаться в тени, за ширмой, — раскрывает секреты Борис Смелянец. — Часто зрители не видят и не запоминают наших лиц, не узнают на улицах. Далеко не каждый актёр готов смириться с таким положением дел, амбиции не дают. Важно, чтобы человек хорошо понимал, на что идёт, приходя работать в театр кукол. Если популярность для него не самоцель, главное — служить делу, то все может получиться. _
Существуют разные виды кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные и так далее.
Акцент
Красноярскому театру кукол в 2018 году исполняется 80 лет. Среди юбилейных событий — премьера спектакля “ТрансформациЯ”, который ставит режиссёр из Сербии Никола Зависич. Постановку зрители смогут увидеть в октябре.
Фото: Дмитрий Шабалин