Персона

Елена Бондаренко: «Привычку быть маленьким надо изживать»

Сейчас даже если вы ведёте бизнес в отдельном регионе или городе, вы конкурируете со всем миром. А это значит, что в руках у вас возможности, которые нельзя упускать.

Елена Бондаренко: «Привычку быть маленьким надо изживать»

В Китае предпринимателями хотят стать 20 процентов активного населения, в России — только три-четыре. По мнению аналитиков, это мало, так как именно сектор малого и среднего бизнеса является настоящим драйвером развития экономики.

Елена Бондаренко, директор программы “Практикум для директоров” Московской школы управления “Сколково”, составила свой портрет российского предпринимателя, приходящего на её занятия. Средний возраст — 35—39 лет, его компании — пять-шесть лет. Этот человек учится на своих ошибках, а читать книги и ходить на лекции ему некогда. Курс в Сколково — его первое дополнительное образование после института. Однако он уже готов спроектировать и протестировать стратегию развития своего дела на новых международных рынках. А в том, что покорить мир можно, владея небольшой компанией, Елена Бондаренко уверена безоговорочно. И охотно делится своей уверенностью.

А крыша была наша

— Вы знали, что в XIX веке крыша собора Парижской Богоматери была покрыта железом Лыствинского завода из Перми? — рассказывает Елена Бондаренко. — А то, что мальцовские кальяны поставлялись в Турцию и там пользовались огромным спросом? И это при своём развитом производстве. Сахарные мануфактуры братьев Терещенко экспортировали в Европу сахар очень высокого качества и по низкой цене. Бизнес-модель Карла Фаберже до сих пор жива в ювелирном деле: компания зарабатывала на дешёвой бижутерии с дизайнерским красивым рисунком, а на полученную маржу создавала великие пасхальные яйца для императорской семьи. В 1888 году на скандинавской торговой выставке из 400 нескандинавских предпринимателей было 225 русских: для них создали специальный павильон, и он пользовался сумасшедшим успехом… У нас красивая интересная предпринимательская история XIX века. Купцы и промышленники были широко представлены в глобальной системе разделения труда, системе, при которой предприятия разных стран обмениваются товарами, услугами, технологическими процессами. А что происходит сейчас с малым бизнесом в России, в мире, каков глобальный тренд? Обратите внимание, что в ближайшие десять лет количество компаний, ведущих свой небольшой бизнес одновременно в более чем в шести странах, увеличится на девять процентов. Идёт глобализация бизнеса, в том числе и локального. Теперь для того, чтобы выйти на мировую арену, не обязательно быть большим. Границы потребления стираются, благодаря Интернету любой человек может заказать понравившуюся вещь откуда угодно, лишь бы была доставка. Все начинают охотиться за ценным экспириенсом (опытом, впечатлением. — Ред.). Если вы готовы его дать, то можете работать хоть в глубинке, покупатели вас найдут.

Русские охраняют Биг-Бен

— Если посмотреть статистику о доле несырьевого малого и среднего бизнеса в экспорте разных стран, мы увидим, что в Канаде этот показатель составляет 32 процента, в США — 29 процентов, в Турции — 56 процентов, в Великобритании — 36 процентов, в Индии — 45 процентов, а в Китае — 68 процентов. Как думаете, какова доля российских малых предприятий в нашем экспорте? Три? Один? На самом деле менее одного процента! Предприниматели с завистью смотрят, как Китай торгует по всему миру на интернет-платформе “Али-баба”, но сами пока не решаются встраиваться в этот процесс. Хотя сейчас, даже если вы ведёте бизнес в отдельном регионе или городе, вы конкурируете со всем миром. А это значит, что в руках у вас возможности, которые нельзя упускать. Грустный показатель менее чем в один процент говорит, что упущена перспектива кратного роста.

Но не всё так плохо, в России есть компании, которые уловили тренд глобализации. Сегодня 42 тысячи ресторанов в 47 странах мира работают на программном обеспечении R-Keeper. Название его стало нарицательным, как когда-то “ксерокс”. А разработали этот продукт московские специалисты. Кроме того, наши “Смешарики” говорят на 60 языках мира. Системы пожарной безопасности “Аргус-спектр” охраняют Биг-Бен в Лондоне. Чёрная зубная паста “Сплат” занимает топовые позиции по продажам на популярной интернет-площадке по всему миру. Сеть пиццерий “Додо Пицца” из небольшого заведения в Сыктывкаре превратилась в сеть из 193 ресторанов в девяти странах, в том числе в США и Китае. Процесс эволюции вопроса пошёл.

Чудо Миттельштадта

— Я занимаюсь образовательным инжинирингом в Сколково, и передо мной остро стоит вопрос, чем оснастить современных предпринимателей, чтобы они развернулись в глобальной игре, и что на сегодняшний момент они должны уметь делать и знать. Мы вывели несколько ключевых навыков. Первый, банально, — язык. Самое время учить английский и китайский. Второй — преимущество у того предпринимателя, который обладает способностью разворачивать партнёрские сети, создавать круг знакомых для ведения бизнеса. Третий навык — понимать правила игры: отлично разбираться в законах, нормативах, льготах разных стран. Но самое главное умение, которое сегодня необходимо глобальному предпринимателю, — умение строить модели. Моделирование — способность соединить вещи, которые до тебя никто не соединял, и объяснить, в чём ваша уникальность.

Нужно уметь рисовать модели: новый клиент, новый продукт, ценностное предложение и добавленная стоимость. Сейчас появляется много площадок и программ, которые этому учат. Но готовых знаний или концепций в этой сфере на сегодняшний момент немного. Я рекомендую книгу “Скрытые чемпионы” Германа Саймона. Она рассказывает о процессе, который идёт в последние 20 лет в Германии. Там теперь есть собирательный образ для малых и средних глобальных предприятий — Миттельштадт. Это не только название маленького города, находящегося неподалёку от Штутгарта, но и синоним германского экономического чуда. На территории Миттельштадта сконцентрированы малые и средние компании, которые выросли в международные бренды. Как правило, это семейные предприятия, которые имеют узкую специализацию. Например, Stihl — ведущий мировой производитель бензопил, чья продукция реализуется более чем в 160 странах мира исключительно через специализированную торгово-сервисную сеть. А началось всё с семейного предприятия и первой пилы для круглых стволов. Или Trumpf GmbH Co, которая выросла из механической мастерской, став одним из ведущих производителей̆ технологического оборудования, лазерных устройств и медтехники. Сегодня у компании 50 дочерних фирм в 23 странах мира и 18 заводов по производству оборудования. Саймон в своей книге как раз рассказывает, как такой прорыв стал возможен.

Из Сибири в Гонконг

— Большинство запретов и ограничений, которые мешают нам жить, предприниматели устанавливают себе сами. Глобальность сегодня — это не размер бизнеса и не объём дохода. Это образ мышления, который пока что не воспринимает большинство руководителей российских малых и средних предприятий. Согласно отчёту CB Insights, количество глобальных “единорогов” (компаний с оценкой более одного миллиарда долларов, ещё не вышедших на биржу) в Индии составляет — 11, в Китае — 55, в Южной Африке — два. Даже в Нигерии одна такая компания! А в России, судя по отчёту, таких пока нет. Хотя наши бизнесмены давно стали “глобальными”: они скупают товары у производителей разных стран, проводят отпуск по всему миру, заводят связи и партнёров за границей. Но по-прежнему считают, что глобальный бизнес — для крупных компаний первой двадцатки. А ведь сегодня даже цветочная палатка на окраине города встроена в международную систему — розы в неё через посредников доставляются из Голландии.

Но я верю, что предприниматели научатся играть в большой лиге, и когда-нибудь, например, в Гонконге, в небольшом супермаркете среди стоек с типичными для этого рынка продуктами окажется наша молочка и что-нибудь ещё уникальное, что создаётся конкретно в вашем регионе. Привычку быть маленьким придётся в себе изживать.

Фото: school.skolkovo.ru

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА