None

Красноярцам покажут легендарные ретро-автомобили

Обычный бетонный забор на улице Парашютной не привлекает к себе никакого внимания, хотя хранит секрет. Во дворе за ним находится музей с отреставрированными ретро-автомобилями эпохи СССР. Некоторые из этих уникальных машин можно встретить только на старинных снимках и… в экспозиции красноярской коллекции. Больше их нет нигде!

Красноярцам покажут легендарные ретро-автомобили

Обычный бетонный забор на улице Парашютной не привлекает к себе никакого внимания, хотя хранит секрет. Во дворе за ним находится музей с отреставрированными ретро-автомобилями эпохи СССР. Некоторые из этих уникальных машин можно встретить только на старинных снимках и… в экспозиции красноярской коллекции. Больше их нет нигде!

— Инициатива создать подобный музей была лично моей, — рассказывает Александр Кнапнугель, директор АНО “Культурно-исторический музей ретро-транспорта и дорожной техники Красноярского края”. — Началась эта эпопея совершенно случайно в 2013 году, когда я нашёл ГАЗ-707 и восстановил его, чтобы кататься по деревне. Когда это увидел Сергей Ерёмин, бывший тогда министром транспорта, он спросил: “А может, создать в городе музей ретро-автомобилей?”. Прошло пять лет, и сейчас в музее примерно 25 готовых машин. Ещё около 20 ждут своей очереди. Мы восстанавливаем только те авто, которые не продавались в личную собственность и использовались для государственных нужд.

После первого автомобиля Александр Эдуардович начал искать по всей стране ценные экземпляры. Первым показывает КАЗ-4540 “Колхида”, таких в Красноярске не было. Сотрудники музея “Авто-ретро” нашли в разных местах остатки трёх машин и собрали из них одну. С этой моделью связаны интересные факты: в послевоенное время не хватало грузовиков, и в грузинском Кутаиси был построен новый автозавод. Однако собственное конструкторское бюро что-то намудрило, и молва о “Колхидах” быстро разошлась по всей стране. Водители жаловались на слабый мотор, большое потребление топлива и плохую сборку — редкий грузовик переживал первую пятилетку. Вскоре на них стали работать либо новички, либо провинившиеся работники. А народ стал сочинять поговорки: “Зверя нет страшнее рыси и машин из Кутаиси”.

— Экспонаты ищем везде, один автобус обнаружили в тайге, полностью заросшим, пришлось два дня вырубать лес вокруг него, — продолжает Александр Кнапнугель. — А от милицейского ГАЗ-69 удалось найти только родную крышу, остальные детали взяли от другого экземпляра. Восстановили, даже мигалка на нём работает. Наш принцип — реставрировать по чертежам завода изготовителя и использовать только оригинальные детали.

Буквально на днях энтузиасты закончили реставрацию трёх редких автомобилей, их всего по три-четыре в стране. История одного из них такова: в 1940-е годы была нехватка грузовых машин малой грузоподъёмности. На заводе МЗМА разработали конструкцию фургона с деревянным каркасом на базе “Москвича-400”. Дерево использовали потому, что листового металла для кузовов не хватало. “Нам достался один автомобиль из тех 20, которые когда-то выпустили специально для ГУМа, — отмечает Александр Эдуардович. — И ещё два этой же серии из тех, что были собраны для военных нужд: на этих машинах стояло оборудование для пуска двигателей истребителей”.

Отреставрирован в музее и автомобиль-мотоколяска, который стал известен после фильма Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Помните, такой машиной управлял персонаж Бывалый, сыгранный Евгением Моргуновым? После кино, где автомобиль ездил с дипломатическими номерами английского посла, в народе его прозвали “моргуновкой”.

Выставка ретро-автомобилей - площадь Революции 12 июня с 12.00 до 18.00

Не менее интересны и те машины, что пока ждут своего часа. Есть тут один из первых советских автомобилей, пока в удручающем состоянии. Выпущен в 1938 году, известен как “чёрный воронок”, на котором ездили работники НКВД. Машину привезли из Иркутска и скоро начнут реставрировать.

— Один из экземпляров, который пока ждёт ремонта, мне особенно дорог, — говорит директор музея. — За автобусом ПАЗ-561 я гонялся четыре года, а увидел случайно, когда возвращался с бывшим одноклассником из Енисейска. И не поверил своей удаче, когда заметил кузов, стоящий у кого-то в огороде. А дорог он мне тем, что в 1978 году я возил на таком людей на ТЭЦ-2. И с ним у меня связано много светлых воспоминаний о молодости. К сентябрю планирую его отреставрировать.

Все серьёзные любители и коллекционеры ретро-автомобилей в России друг друга знают и обмениваются информацией. Но порой азарт и охота за редкими моделями превращаются в настоящее столкновение. Так получилось с необычным автобусом, имеющим полностью деревянный салон. Он был выпущен для военных и геологических нужд в 1959 году в количестве всего… восьми штук. Единственный уцелевший каркас сохранился только в Челябинске.

— Я, не видя его вживую, только по Интернету, позвонил владельцу, перевёл деньги и договорился о доставке, — вспоминает Александр Эдуардович. — А через два дня мне позвонили знакомые коллекционеры из Владивостока с вопросом: почему я у москвичей машину украл? Оказывается, они уже приезжали и смотрели автобус, уехали за деньгами. Когда вернулись, обнаружили, что машину отправили в Красноярск. Через день я пришёл на работу, а меня ожидают молодые люди на джипе с московскими номерами. Предлагали двойную, тройную цену, но я не согласился. Они до сих пор звонят и пробуют уговорить, но это единственный уцелевший экземпляр того времени. И пусть легенда будет в Красноярске.

Ещё один ценный экземпляр — модель ЗИЛ-158, который выпускался на Ликинском автобусном заводе (ЛИАЗ). Он был основным городским автобусом в 60-х — начале 70-х годов прошлого века. До 1990-х годов ездили такие и по Красноярску. А потом стали исчезать. Александр Кнапнугель нашёл его в Шушенском, там на птицефабрике доживал свой век последний в крае ЗИЛ-158В. Выкупленная у владельца машина пока стоит без ремонта, так как алюминиевый корпус требует больших затрат.

— Это история нашего государства, нашего края, — объясняет свой интерес к старым авто Александр Кнапнугель. — На выставках ими интересуется столько людей, что самих авто на фото не видно. Поэтому очень хотелось бы вывести их из боксов и сделать доступными всем горожанам. У нас есть проект музейно-спортивного комплекса на острове Молокова, но без поддержки властей такой масштаб не осилить. Мы видим это как технопарк, в музейной части которого представлена история речного, воздушного, автомобильного транспорта. А в технико-спортивном центре молодёжь сможет заниматься всеми видами технического спорта: картинг, багги, мотоспорт, автомодельный спорт, водномоторный спорт. Участники этих секций будут защищать часть края на Всероссийских соревнованиях. Также мы хотим объединить мастеров со всего региона в клубе ретро-техники, студии технического творчества, реставрационной мастерской. У нас даже специально продуманы мероприятия для молодёжи с ограниченными возможностями для успешной их адаптации в современном обществе.

АКЦЕНТ

С 2014 года наши автомобили культурно-исторического музея ретро-транспорта и дорожной техники Красноярского края участвуют в парадах Победы и городских праздниках, и каждый раз вокруг них поднимается настоящий ажиотаж.

Хочешь больше "Городских новостей"? Лайкни наш канал в Яндекс.Дзен

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА