Новости
Оксана Василишина: «Ребёнок бежит из дому из-за двоек и страха наказания»
Когда-то Оксана Василишина жила обычной жизнью — работала в магазине, воспитывала сына. Как и все красноярцы, она с тревогой следила за новостями, связанными с исчезновением детей. После нескольких громких преступлений — гибели пятерых мальчиков с улицы Глинки, убийства Полины Мальковой, Оксана вступила в местную группу в соцсети по поиску пропавших детей. А через некоторое время эту группу возглавила.
— Оксана, что для Вас стало толчком к активной волонтёрской работе?
— Поняла, что не могу просто наблюдать и ужасаться происходящему после того, как мы с ребятами из группы нашли тело семилетнего Ильяза Давлетмуратова, убитого несколько лет назад. Полиция попросила добровольцев выйти на поиски, мы откликнулись. Искали Ильяза как раз в том районе, где я живу.
— После того страшного момента, когда обнаружили мальчика, не возникло желание об этой теме забыть?
— Среди моих товарищей такие люди были. У меня, напротив, возникло желание переломить ситуацию — сделать так, чтобы пропавшие дети находились живыми, а ещё лучше — чтобы вообще никто не пропадал. Поиск пропавших людей — сейчас самое важное дело в моей жизни, оно занимает всё свободное время. График для общественной деятельности у меня удобный — два дня рабочих, два выходных. Остальное время веду информационную работу в группе, занимаюсь распространением ориентировок, встречами с сотрудниками полиции. Мы выезжаем на тренировки, и, конечно, ведём поиски людей.
— Оксана, примерно какая часть потеряшек находится?
— Знаете, к счастью, у нас в Красноярском крае находят девяносто процентов исчезнувших. Поисков с трагическим финалом также, слава Богу, немного. К слову, мы ищем не только детей, но и взрослых. Сейчас у нас в базе девять пропавших взрослых и один ребёнок — Костя Чернов из Кежемского района, который исчез в начале декабря. К сожалению, по его делу нет никаких даже минимальных зацепок. Наша полиция даже экстрасенсов к поиску привлекла, хотя никогда ранее с ними не работала. Я, честно говоря, к экстрасенсам отношусь с большим скепсисом. Мы пробовали обращаться к ним, но их информация оказывалась недостоверной.
— Оксана, из-за чего чаще всего теряются дети?
— Большая часть пропавших детей — так называемые бегунки — уходят из-за пьянства родителей, ссор, двоек и страха наказания.
Многие ребята бегут из детских домов. Прочие причины исчезновений — различны. Это несчастные случаи, порой и преступления.
Но тут не стоит пребывать в иллюзиях. Недавно я распространяла в сети памятку с правилами детской безопасности, получила отрицательный комментарий от женщины, которая уверена, что пропадают только неблагополучные ребята. Но это не так. Дети из нормальных семей также теряются. Они, как правило, доверяют взрослым, ведь в их окружении хорошие люди, этих детей легче обмануть и похитить.
Детей из нормальных семей, растущих в окружении хороших людей, легче обмануть и похитить.
— Насколько я знаю, Вы как раз сейчас разрабатываете проект, связанный с безопасностью детей?
— Да, наша центральная ассоциация волонтёров сейчас готовит материалы для родителей, детей и педагогов. Планируем проводить лекции в школах и детсадах. Пока же мы проводим различные акции, раздаём горожанам памятки, детские паспорта.
— Что это такое?
— Это такой маленький документ, куда вклеивается фото ребёнка и заносится информация о нём. Паспорт нужен на случай пропажи, от которой, увы, никто не застрахован. Обычно же, если ребёнок пропадает, родители впадают в панику и не могут ничего толком вспомнить, даже собственного имени.
— В прошлом году в одном из регионов маньяк похитил девочку из детского сада. Были и свидетели того, как он вёл плачущего ребёнка. Поражает равнодушие и черствость людей, не пожелавших вмешаться и, может быть, спасти ребёнка.
— Знаете, я замечаю обратную тенденцию. Мне кажется, люди сегодня чаще проявляют участие. У нас есть показательный случай, хотя напрямую к поискам он не относится. В Красноярске дед гулял с внуком, мальчик упал с качелей, сильно расшибся. Дедушка не стал вызывать скорую, хотя мальчик потерял сознание. Свидетели события сообщили нам, мы, опять же через интернет-группы нашли соседей этой семьи, сообщили в полицию. В итоге к мальчику приехали медики, он серьёзно не пострадал. Зато выяснилось, что у дедушки психическое заболевание и ребёнка рискованно оставлять с ним. Ситуацией занялась служба опеки.
— Оксана, какой главный совет Вы хотели бы дать родителям, не желающим, чтобы их детей пришлось искать?
— Чаще общайтесь с дочерями и сыновьями. Причём не формально, задавая вопросы об учёбе, а глядя в глаза. Будьте в курсе их интересов, узнавайте, с кем они дружат и общаются. Попросите показывать вам интернет-друзей. Наши волонтёры сталкивались с тем, что в списке товарищей их детей Вконтакте попадались подозрительные личности с судимостями.
Порой не стоит стесняться проверять личную переписку. Подобное нарушение границ личности оправдывают соображения безопасности.
— Оксана, что для Вас самое позитивное и что самое печальное в волонтёрской работе?
— Радуют, конечно, найденные люди, наша наработанная репутация, сплочённость группы, благодарность от сотрудников полиции. Вначале нам было трудно поддерживать с ними отношения, они считали нас нагрузкой, не всегда шли на контакт. Но когда почувствовали, что наша помощь — действенная, отношение изменилось.
Хотя сейчас неравнодушных граждан всё больше, всё равно огорчает отношение общественности к проблеме потерявшихся людей.
В Интернете народ чаще лайкает картинку с котиком, чем фото пропавшего человека.
Хотя обычный перепост в сети — секундный щелчок мыши — может спасти чью-то жизнь или раскрыть преступление. Среди сотен людей из тех, кто просмотрит сообщение, обязательно найдётся кто-то, кто видел что-то важное.
— Примеры приведёте?
— Примеров много. Красноярцы наверняка помнят историю с 12-летней жительницей края, которая познакомилась с 39-летним мужчиной из Томской области. Он увёз девочку к себе на автомобиле. У полиции имелись данные о номере машины, на которой передвигался томич. Полицейские попросили нас оперативно разместить ориентировку в томских интернет-группах. Что мы и сделали, выбрав самые многочисленные сообщества. В итоге человека быстро опознали, он узнал, что его ищут, и сам отвёл ребёнка в полицию, не причинив вреда.
Неизвестно, чем бы кончилась эта история для девочки, если бы народ не среагировал так быстро. Там на самом деле было много странных моментов, думаю, правоохранители разберутся с этой ситуацией.
Информация в сети помогает не только в поисках пропавших людей, но и в установлении личности преступников. Наверняка горожане помнят убийство молодого человека прошлой зимой в Центральном парке. Видеозапись преступления показала, что к подозреваемому в убийстве юноше подходили две девушки. Мы выложили их фото в сеть, попросили отозваться, они быстро вышли на связь. Оказалось, знают не только имя подозреваемого, но и его адрес. Преступление было раскрыто по горячим следам.