Юридическая помощь

Натуральное возмещение в ОСАГО в вопросах и ответах

Федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой вступил в силу 28 апреля 2017 года. Несмотря на то, что новый порядок действует уже три месяца, у автомобилистов остаётся много вопросов относительно новшества. Вместе с и. о. управляющего отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Романом Никольским “Городские новости” дают ответы на самые распространённые вопросы.

Натуральное возмещение в ОСАГО в вопросах и ответах

Федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой вступил в силу 28 апреля 2017 года. Несмотря на то, что новый порядок действует уже три месяца, у автомобилистов остаётся много вопросов относительно новшества. Вместе с и. о. управляющего отделением Красноярск Сибирского ГУ Банка России Романом Никольским “Городские новости” дают ответы на самые распространённые вопросы.

На всех ли водителей распространяются нововведения?

Первое. Действие закона распространяется на те автомобили, которые зарегистрированы в России. Второе. Новые правила распространяются только на новые договоры, то есть условия договоров, которые были заключены до 28 апреля этого года включительно, остаются прежними. Поэтому переход к натуральному возмещению будет проходить постепенно, по мере перезаключения договоров ОСАГО.

Новый закон полностью исключает денежные выплаты, или у водителя остаётся выбор — или компенсация, или ремонт?

Новый закон провозглашает приоритет натурального возмещения. Если договор заключён после вступления в силу закона и страховая компания заключила договоры с СТО, то при наступлении страхового случая водителю будет предложен ремонт. Право выбора было при старой редакции закона, но, как показала практика, этим правом автомобилисты пользовались редко, да и не все страховые компании предлагали оба варианта возмещения. По действовавшим до принятия закона правилам страховые компании чинили машину, но стоимость ремонта рассчитывалась с учётом износа деталей, которые требовалось заменить. Пострадавшему устанавливали новые детали, а разницу он компенсировал из своего кармана. Согласно статистике Российского союза автостраховщиков, только 10 процентов автовладельцев, попавших в аварию, ремонтировали авто с помощью страховщиков. Теперь же страховые компании обязали ремонтировать повреждённый в ДТП автомобиль, устанавливая новые запчасти, без доплаты автовладельца.

Раз приоритет, значит, предусмотрены исключения. Какие они?

Случаи, когда пострадавшим будут выплачиваться деньги, прописаны в законе. Перечислю основные. Первый. Если стоимость ремонта превышает лимит выплаты по ОСАГО (сегодня это 400 тысяч рублей) при условии, что автовладелец не соглашается доплатить разницу. Второй. Если автомобиль восстановлению не подлежит. Третий. Если автовладелец получил тяжёлые травмы или погиб. Четвёртый. Если страховщик не сможет обеспечить ремонт. Такая ситуация возможна, если у компании нет договора с сервисом, удовлетворяющим условиям закона. Пятый. Если в ДТП причинён ущерб более чем двум авто, ремонт как преимущественный способ урегулирования убытков применяется в случае, если новый полис ОСАГО с 29 апреля 2017 года имеет виновник аварии.

Как происходит выбор ремонтной мастерской, учитывается ли мнения водителя?

Автовладелец на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию техобслуживания, где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, с указанием адресов их места нахождения, марок обслуживаемых ими транспортных средств должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно обновляться. Таким образом, автовладелец сможет сам провести своеобразный мониторинг, посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.

В случае ДТП после осмотра повреждённого транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая организация направляет потерпевшего на ремонт в им выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта.

Как быть, если водителя не устраивает ни одна из СТО, предлагаемых страховой компанией?

Автолюбитель может предложить свой пункт техобслуживания, даже если у страховой компании нет с ним договора. Делается это по договорённости со страховщиком, для чего подписывается письменное согласие. Особые правила для новых автомобилей — они ремонтируются в сервисах официальных дилеров.

Кто несёт ответственность за проведённый ремонт?

Ответственность за качество и сроки ремонта несёт страховая компания. Если у автовлальца есть замечания к произведённым работам, то он вправе указать выявленные недостатки в акте приёма-передачи при получении транспортного средства от СТО. Далее нужно обратиться с заявлением к страховщику.

Какие требования к ремонтным мастерским установлены новым законом?

Во-первых, ремонт повреждённого автомобиля должен длиться не более 30 дней. Во-вторых, сервисный пункт не может быть расположен дальше радиуса 50 километров от места аварии или места жительства потерпевшего. В законе прописаны и гарантийные сроки. На восстановительный ремонт — 6 месяцев, на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Закон говорит, что при ремонте должны устанавливаться только новые детали. Как быть, если машина, попавшая в аварию, давно не выпускается, как и запчасти для неё?

В этом случае придётся подбирать для такого авто запчасти из имеющихся на рынке деталей, бывших в употреблении. Все нюансы такого ремонта согласовываются со страховой компанией.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА