Персона
Александр Сиваев: «Нам нужны истории успеха»
Для любого государства основным источником ресурсов, за счёт которых осуществляется социальная политика, содержатся вооружённые силы, строятся мосты и дороги, являются налоги. И чем больше налогоплательщиков в стране, тем лучше. И это не только граждане, но и стабильно работающие предприятия. Поэтому любое государство заинтересовано в том, чтобы на его территории появлялись новые заводы, учреждались компании, в общем — росла экономика. Не последнюю роль в этом процессе играет частная инициатива, которая развивается только при благоприятном инвестиционном климате. О том, насколько комфортная инвестиционная погода складывается в Красноярском крае, мы поговорили с общественным представителем Агентства стратегических инициатив в регионе, генеральным директором индустриального парка «Красный Яр» Александром Сиваевым.
— Александр Владимирович, на сайте Агентства стратегических инициатив (АСИ) приведён очень широкий круг вопросов, которые призвана решить эта организация. Начиная улучшением инвестиционного климата и заканчивая социальными проектами. На чём из всего этого множества достаточно многоплановых тем сосредоточены Ваши основные усилия в Красноярском крае?
— Основная наша задача — создать условия для молодых и амбициозных лидеров, создать условия для реализации их проектов, следовательно, создать страну, в которой приятно жить. Вокруг этой стратегической миссии агентства все инициативы и выстраиваются.
Важнейшая из них — улучшение инвестиционного климата в каждом регионе. Агентство предлагает несколько инструментов для решения этой задачи. Один из первых — Стандарт инвестиционной деятельности региональной власти. В него входит 15 разделов, каждый из которых описывает одно требование, которое должно быть реализовано в регионе для более комфортной работы, как начинающих, так и уже давно работающих предпринимателей. Как отечественных, так и зарубежных. К слову, в Красноярском крае все 15 требований уже внедрены. К ним относятся Совет по улучшению инвестиционного климата при губернаторе, развитие промышленной инфраструктуры, наличие двуязычного интернет-портала. Благодаря ему, например, потенциальный инвестор, имеет возможность посмотреть основную статистику, связаться с чиновником, отвечающим за инвестиционную политику, посмотреть, есть ли свободные земельные участки, свободные электрические мощности и так далее.
Второй инструмент — на сегодняшний момент стал основным — это Национальный рейтинг. В этом году в нём уже приняли участие 76 регионов. В рамках рейтинга проводится опрос предпринимателей по конкретным вопросам: как проходит регистрация юридических лиц, получение лицензий, какова доступность финансовых ресурсов, продолжительность и стоимость подключения к электросетям, простота и доступность получения разрешения на строительство и так далее. Ценность в том, что рейтинг показывает удовлетворённость самих предпринимателей работой в конкретном регионе. В этом году Красноярский край попал в 4 группу из 5. Есть над чем работать!
Третий инструмент называется «Национальная предпринимательская инициатива». Он предназначен для решения системных вопросов, которые на сегодняшний день препятствуют развитию целых отраслей и предпринимательства в целом. Состоит он из так называемых Дорожных карт — алгоритмов преодоления проблем. Например, существует дорожная карта по сокращению сроков и стоимости подключения к электросетям. В 2013 году средний по стране показатель составлял около 280 дней, наша задача — снизить сроки подключения до 80 дней за счет прозрачных и понятных регламентов, договоренности между властью, бизнесом и сетевыми организациями. Лично я знаю предпринимателей, которые по два года не могут подключиться.
— Какие меры, на Ваш взгляд, помогут нам преодолеть системные препятствия?
— В первую очередь, это внедрение положительного опыта других регионов. Мы называем это Лучшими практиками, которые выявляются каждый год в результате подведения итогов Национального рейтинга. Положительный опыт фиксируется, и потом Агентство совместно с Российской Академией народного хозяйства проводит обучение региональных команд. Если говорить применительно к тем же электросетям, то лучшие практики отмечаются в Ульяновской, Томской областях, в Москве. Там, во-первых, отлажен механизм взаимодействия с руководством сетевых компаний. Во-вторых, сформирован регламент взаимодействия — простой и понятный для любого предпринимателя. В-третьих, удалось наладить взаимоотношения между сетевыми компаниями, региональной и муниципальной властью. Это кстати, одна из проблем — краевая и городская власть не всегда эффективно контактируют и взаимодействуют. Ведь конкретный бизнесмен все свои вопросы решает на уровне муниципалитета. Например, приходит в районную администрацию с заявкой на выделение земельного участка — участок выделяется. Далее он приходит в сетевую компанию, в которой говорят — извините, у вас до ближайшей подстанций 500 метров, но она загружена. А чтобы подключиться к той, которая за три километра и недогружена, нужно заплатить 30 миллионов рублей. Эти коллизии возникают из-за несогласованности действий, и они нарастают как снежный ком.
Есть еще четвертый пункт, который неизменно присутствует у регионов с лучшим опытом в части подключения к электросетям - это максимально открытое взаимодействие. Например, у Московской объединённой сетевой компании на сайте можно подсчитать стоимость подключения и найти информацию о том, где расположены подстанции, какая у них мощность, сколько есть свободной энергии.
— От Ваших слов складывается такое впечатление, что в разных регионах у разных сетевых компаний разные правила, разные регламенты? Почему одни могут сокращать сроки, а другие нет?
— Одни занимают формальную позицию — ссылаются на федеральное законодательство, внутренние рекомендации, согласно которым стоимость такая-то. Другие стараются решить проблему, вступить в диалог с региональными властями, с предпринимателями. И найти возможность решения проблемы.
— Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для укрепления позиций Красноярского края в национальном рейтинге?
— Если отвечать коротко, то на сегодняшний момент вся инфраструктура, которая позволяет улучшать положение Красноярского края в рейтинге, создана. Совет по улучшению инвестиционного климата при губернаторе работает. Проектный офис - структура по внедрению положительного опыта других регионов - создаётся прямо сейчас. Остаётся наполнить все эти инструменты содержанием. Энергия должна исходить с двух сторон — со стороны чиновников, и со стороны предпринимателей.
— Факт существования АСИ подтверждает, что власть стремиться к созданию благоприятного инвестклимата. Наблюдается ли такое же стремление со стороны предпринимателей?
— По-разному. Но если говорить в общем, то мы видим достаточно низкую активность предпринимателей. На мой взгляд, чтобы убедить их в необходимости отстаивать свои интересы и заявлять о потребностях, нужна демонстрация историй успеха. У нас их пока, к сожалению, очень мало. Видимо, это связано с тем, что наш предприниматель привык всё делать сам, и редко на кого-то надеется. Бизнес думает, что на некоторые процессы не может повлиять и просто подстраивается под существующие условия. Хотя многие инструменты АСИ позволяют предпринимателям не только говорить о своих проблемах, но и находить механизмы их решения через взаимодействие с властью.
— В каких отраслях могут быть созданы новые истории успеха?
— На 2015-16 годы у АСИ есть новый проект – Национальная технологическая инициатива, суть которой заключается в том, чтобы вывести страну в лидеры, в том числе на экспортных рынках. Для этого необходимо сейчас заниматься потенциальными рынками, которые через 20 лет смогут дать нужный эффект. Их объём будет превышать 100 миллиардов долларов. Выделено девять основных направлений. Начиная с тех, в которых наша страна была сильна во времена СССР, и заканчивая теми, в которых она может быть сильна сейчас — где у нас есть конкурентные преимущества. Например, авионика — производство приборов и программного обеспечения для авиационной промышленности. Или системы безопасности. Мы сейчас пытаемся найти проекты, которые так или иначе подходят под этот рынок, чтобы помочь им вырасти, в том числе с помощью инструментов, которые предоставляет Агентство. Кроме того, усилия АСИ направлены и на работу с населением.
Мне очень нравится инициатива с возрождением станций юных техников. Сейчас это называется «Новая модель дополнительного образования детей». На это накладывается такой инструмент, как дуальное образование. Это тоже хорошо забытое старое — когда молодые специалисты из профтеучилищ, вузов, получая подготовку в учебных заведениях, приходили практиковаться на профильное предприятие. То есть АСИ занимается ещё и социальными проектами.
— Вернёмся в день сегодняшний. Какие у наших предпринимателей уже сейчас есть возможности, чтобы использовать весь потенциал наработок, внедрённых АСИ на территории края?
— Начну с тех возможностей, которые нам даёт наличие Совета по улучшению инвестиционного климата при губернаторе. Он работает под руководством Виктора Александровича Толоконского, в него входят профильные министры, представители общественных организаций предпринимателей. предпринимательское сообщество. Основная идея заключается в том, чтобы бизнесмены имели возможность напрямую задавать вопросы первому лицу региона, минуя различных посредников.
— Какие факторы нас пока сдерживают?
— Сейчас — никакие. В Красноярском крае действует Экспертная группа, состоящая из предпринимателей и представителей общественных организаций. Она осуществляет мониторинг выполнения всех требований Стандарта инвестиционной деятельности. То есть дает обратную связь чиновникам о том, как работает тот или иной раздел. Через участие в работе Экспертной группы предприниматели также могут влиять на инвестиционный климат в регионе. Но поскольку 2014 год для края оказался переходным — сменился губернатор, управленческая команда, выстраивались отношения между администрацией и предпринимательским сообществом. Из-за этого получилось некоторое проседание. Многие процессы пришлось заново перенастраивать. Но к большому нашему удовольствию, весной 2015 года эта работа была возобновлена.
Также стоит отметить механизм поддержки конкретных проектов предпринимателей.
— Можете оценить энтузиазм новой команды губернатора?
— Абсолютный энтузиазм. Однако надо понимать, что администрация действует в рамках федерального законодательства. Под многие его нюансы они вынуждены подстраиваться. На это накладывается переходный период, когда необходимо параллельно запускать процессы между вновь созданными министерствами и предпринимательским сообществом. Сейчас появился бизнес-омбудсмен. Условия работы получаются достаточно агрессивными. Поэтому я не могу сказать, что нынешняя администрация 100 процентов своего времени посвящает улучшению инвестиционного климата, но чиновники делают все возможное в сложившихся условиях.
Да, не всё совершенно, не все механизмы работают так, как предполагалось при их создании, но они есть, и их надо использовать, наполнять содежанием. Тогда появится форма взаимодействия с властью, и предпринимателям можно будет озвучивать свои проблемы и решать их. Сегодня власть открыта к такому диалогу.
— В своём послании Федеральному Собранию в 2014 году Владимир Путин подчеркнул важность долгосрочного прогнозирования для поиска передовых решений в сферах улучшения качества жизни людей, развития отраслей нового технологического уклада. С тех пор много чего произошло, все говорят об углублении системного кризиса не только в России, но и во всём европейском доме. Уже более года мы живём в условиях санкций. Исходя из перечисленного, можно ли говорить, что задачи, поставленные тогда президентом, откладываются на неопределённый срок?
— Я не считаю, что мы притормозили. Фактически замедление есть, но стратегически... Лет 10 назад я прочитал высказывание «если бы этой войны не было, её надо было бы придумать».
— Что Вы имеете в виду?
— Санкции, на мой взгляд, подействовали на всех отрезвляюще. Прошла эйфория от нефтегазовых доходов, мы увидели плохие последствия подавляющего импорта в структуре экономики страны. Санкции открыли для малого и среднего бизнеса новые ниши. Иностранцы с рынка ушли и освободили место. Сейчас можно реально развивать производство, используя меры государственной поддержки. Сохранились традиционные конкурентные преимущества России — квалифицированная рабочая сила, огромный внутренний рынок (нас более 146 миллионов человек — не последняя страна). Надо этим пользоваться и развиваться. Потому что стратегически это правильно.
— Но злые языки утверждают, что у нас нет ни финансового, ни интеллектуального потенциала, чтобы воспользоваться преимуществами, которые дали нам эти санкции. Что мы настолько отстали, что это не позволит нам сыграть на этом…
— Это к вопросу об активности предпринимателей. Талантливых людей в России всегда было огромное количество. Просто нужно эти таланты направлять. Для чего, в том числе и создано Агентство стратегических инициатив - чтобы идеи, рожденные дома, не умирали там же. Чтобы человек мог прийти в бизнес-инкубатор в Красноярском крае, где ему помогут реализовать идею. Потенциал-то есть, надо создавать системные вещи, позволяющие людям по понятным правилам играть и этот потенциал реализовывать.