Персона
Наталья Павлович: «Смысл — в возможности решать “нерешаемые” вопросы»
Управлять огромным имущественным комплексом города — задача не из лёгких. До последнего времени она возлагалась исключительно на мужские плечи. Первой женщиной, которая прервала эту традицию и возглавила один из ключевых департаментов — муниципального имущества и земельных отношений, стала Наталья Павлович. Наш корреспондент встретился с Натальей Николаевной и задал ей актуальные вопросы.
Управлять огромным имущественным комплексом города — задача не из лёгких. До последнего времени она возлагалась исключительно на мужские плечи. Первой женщиной, которая прервала эту традицию и возглавила один из ключевых департаментов — муниципального имущества и земельных отношений, стала Наталья Павлович. Наш корреспондент встретился с Натальей Николаевной и задал ей актуальные вопросы.
— Какие задачи департамента Вы считаете основными? И в порядке самокритики: что бы хотелось изменить к лучшему?
— В формулировке названия нашего департамента присутствует слово “имущество”. Выстраиваем ассоциативный ряд: имущество, собственность, состояние, городская казна, частные владения. В какой ещё структуре города есть такое многообразие понятий, предполагающих не только констатацию, но и решение? Разделить нашу работу на основную и второстепенную невозможно, поскольку ежедневно и ежечасно мы решаем как одну большую экономическую задачу, так и социальную, ориентированную на каждого гражданина миллионного Красноярска.
Одна из функций департамента — вовлечение имущества муниципалитета в деловой оборот. За счёт продажи и передачи в аренду мы обеспечиваем поступление средств в бюджет города на реализацию социальных программ, на формирование комфортного городского пространства.
Пожалуй, две трети красноярцев в разное время побывали в стенах нашего департамента. Люди стремятся узаконить право собственности на имущество. И это наша вторая важнейшая функция. Еженедельно к нам поступает порядка полутора-двух тысяч документов входящей корреспонденции. Вопросы не разделяются на важные и второстепенные, все они требуют рассмотрения, обработки, отказа либо одобрения. Поэтому объём исходящих писем ничуть не меньше.
Что касается самокритики, не хотелось бы выглядеть как “унтер-офицерская вдова”. Признать, то, что сделано плохо — ещё не самокритика. Есть объективные причины, которые и породили спорные ситуации. То, что можно изменить, мы уже меняем. Я не считаю возможным подвергать сомнению деятельность моих предшественников. Каждому периоду времени соответствует конкретная нормативно-правовая база. Но законы и в частности земельное законодательство постоянно изменяются.
Так, возникла необходимость привести в соответствие норме закона договоры аренды земельных участков, предоставленных под строительство с 2012-го по 2015 год. А это 1 095 распорядительных актов на участки общей площадью 52,2 гектара. Документы требовали тщательного анализа и проработки. Порядка трети — это земля для укладки сетей инженерных коммуникаций, строительства дорог и иных некоммерческих объектов, ещё 379 участков в хозяйственном ведении муниципальных учреждений, там размещены школы, детские сады либо проезды автотранспорта. И, наконец, то, что представляет особый общественный интерес, — земля под объекты коммерческой застройки: административно-деловые и торгово-развлекательные центры, производственные базы и автозаправочные станции, спортивные комплексы. Таких участков 332, законность использования каждого проверена. В итоге 21 площадка изъята у арендаторов; на земли уже объявлены открытые аукционы по продаже права аренды. Напомню, что с 1 марта 2015 года все муниципальные земли под коммерческую застройку предоставляются только через открытые аукционы.
— Всегда ли, на Ваш взгляд, сочетаются интересы бюджета и горожан. Бывают ли ситуации конфликта интересов, и как Вы их разрешаете?
— Интересы бюджета — всегда в приоритете, поскольку это жизнеобеспечение города. Всё, что касается реализации наших обязанностей, прав и возможностей, осуществляется в рамках существующих федеральных и местных законов. Таким образом, возможность представлять интересы частных лиц или отдельных групп вне рамок правового поля исключается.
Но в законах подчас присутствуют пробелы или расплывчатые формулировки, дающие возможность заявителю трактовать ситуацию в свою пользу. Юридические споры разрешаются только в судебном порядке. Именно право, а не наше субъективное мнение, определяет, как соотнести то, что написано в законе, с конкретной ситуацией.
Не могу не сказать о красноярцах, предпочитающих личный приём у руководителя департамента. Ко мне приходят люди, проблемы которых порой не решались годами. Хочу ли я им помочь? Конечно. Но закон не всегда позволяет это сделать. Моя задача — убедить человека в объективности ситуации и предложить другое приемлемое решение.
Для отдельных визитёров поход к руководителю — это демонстрация собственной исключительности. Как правило, пытаются решить вопросы, идущие в разрез с действующим законодательством. В таких ситуациях я не исповедую альтруизм.
— Какие законодательные новации последнего времени Вы считаете наиболее важными? Упрощают ли они жизнь людей или, наоборот, усложняют?
— Изменения, внесённые с начала года как в Федеральные правовые нормы, так и в законы местного уровня, позволили горожанам решить ряд вопросов по оформлению имущественных прав на строения и земельные участки.
Многие садоводы и владельцы гаражей пользуются своими землями на протяжении десятилетий, но полноправными собственниками не являются до сих пор. До недавнего времени препятствием для выкупа земельного участка под гаражным боксом была площадь — не менее ста квадратных метров. В апреле 2018 года депутаты Красноярского горсовета внесли изменения в Правила землепользования и застройки, отменив понятие “минимальная площадь земельного участка, занимаемого индивидуальным гаражом”. И с начала мая к нам поступило уже 373 заявления на выкуп земельных участков под гаражными боксами. А с начала года в собственность красноярцам было продано 309 таких участков.
К слову, если у вас не оформлено право собственности на садовый дом, то сделать это можно в рамках так называемой “дачной амнистии”. Срок её действия в марте 2018 года продлён до 2020 года. Одно из условий нового законодательства — наличие технического плана на садовый дом. С пакетом необходимых документов можно обратиться в МФЦ либо отделение Росреестра. Если по какой-то причине не узаконено право собственности на земельный участок в садоводстве, то с документами обращайтесь в департамент муниципального имущества и земельных отношений.
Не могу не затронуть один вопрос, который создаёт немало проблем, — это самовольные постройки. Нередко предприимчивые горожане обеспечивают личный комфорт за счёт использования береговой зоны. Решение проблемы мне видится в том, чтобы заработала норма ГК РФ, дающая право местным властям без решения суда сносить самовольные постройки на таких участках. В конце мая 2018 года Госдума одобрила в первом чтении два законопроекта, касающиеся уточнения понятия самовольных построек и их эксплуатации. Предлагается, что за эксплуатацию самовольного строения, за неисполнение в установленный срок решения о сносе или приведения её в соответствие с требованиями будет устанавливаться административная ответственность.
— Часто ли критикуют Вашу работу, и как Вы относитесь к критике?
— Я за здоровый прагматизм, а также объективную и конструктивную критику. Не приемлю критику по принципу “ради красного словца”.
Вот одна из тем, которую постоянно эксплуатируют. На протяжении всех тех лет, что идёт приватизации муниципального имущества, звучат скептические голоса: мол, всё продадим, и ничего не останется. Что тогда делать будем? Мы не всё продадим, а оставим ровно столько, сколько необходимо городу. К слову, таково требование Федерального законодательства. Приватизация объектов муниципальной собственности обеспечила в 2017 году свыше 659 миллионов рублей бюджетных поступлений.
Федеральный закон о местном самоуправлении даёт нам право и возможность создать оптимальную структуру, которая позволит краевому центру получать стабильный доход. В том числе и от аренды объектов недвижимости.
— Планируете ли Вы для себя какие-то конкретные показатели, достигнув которых можно с чистой совестью сказать: моя работа успешна?
— Я привыкла выполнять свою работу всегда качественно, но не ради похвалы или признания, а по внутреннему убеждению. Претендовать на абсолютный результат проблематично, слишком много объективных причин. Мы совместными усилиями стремимся к тому, чтобы департамент срабатывал “в плюс”. В первую очередь — доходы в бюджет. Верю в профессионализм сотрудников департамента, ну и, конечно же, надеюсь на поддержку и корпоративную солидарность новой команды главы города.
— Вам нравится Ваша работа, и если да, то чем?
— Принимая решение возглавить департамент, как, впрочем, и при любом назначении, я всегда реально, а отчасти и критически, оценивала свои способности. Нельзя достигнуть хорошего результата, не понимая предмета дела, глубинной сути того, чем занимаешься. Я за профессионализм. А разве может быть по-другому? По моему разумению, управление муниципальным имуществом — одна из наиболее сложных отраслей в системе органов местного самоуправления. В необходимости и возможности решать “нерешаемые” вопросы и кроется смысл моих симпатий к профессии, к должности. Это как кому нравится.