Общество
Поставят ли беженцы крест на Европе?
Выборы прошли в сентябре, а правительства до сих пор нет.
Выборы прошли в сентябре, а правительства до сих пор нет. К ситуации, складывающейся в Германии, приковано внимание всего мирового сообщества. Да, Ангела Меркель смогла сохранить на четвёртый срок пост канцлера, но в то же время Христианско-демократический союз, который она возглавляет, показал одни из худших результатов. Зато очень убедительно заявили о себе правые националисты. Будущее Европы обсудили на Германо-Российском форум, в котором принял участие журналист "Городских новостей". Одни эксперты заявляют, что налицо кризис демократической системы, другие с ними не согласны: события, происходящие в Европе, лишь новый этап развития.
Думали, что победили
Представитель Социал-демократической партии Германии премьер-министр Бранденбурга в 2002—2013 годах Маттиас Платцек, комментируя сложившуюся в стране ситуацию, вспоминает, что 25 лет назад будущее демократии виделось безоблачным.
— Подписана Парижская хартия, — вспоминает он. — Нам казалось, что раз враждебное противостояние в Европе позади, то все остальные небольшие проблемы не смогут помешать победному шествию демократии. Они решаемы.
Между тем наступивший XXI век показал, что гарантий экономической свободы и социальной справедливости для процветания недостаточно.
— Обозначились тенденции, которые несколько лет назад казались просто непредставимыми, — говорит Маттиас Платцек. — При этом эти явления происходят не только в Германии. В Чехии партия, которая сделала многое для развития страны, проиграла. К власти пришло движение миллиардера Андрея Бабиша.
Во многом, отмечает эксперт, такие итоги выборов в разных странах результат протестного голосования. Несмотря на то, что в государствах Европы растёт благосостояние, люди не уверены в своём будущем.
Иммигранты активно отстаивают свои интересы. Митинг у Браденбургских ворот.
Я чужак в собственной стране
Как показывают опросы, главный прокол Ангелы Меркель заключается в том, что она проводит политику открытых дверей в отношении беженцев. По самым скромным оценкам, в страну прибыло более миллиона мигрантов.
Научный сотрудник Европейской программы Германского фонда имени Маршалла в Берлине Тимо Лохоти внимательно следит за складывающейся ситуацией. “Причина кризиса в том, что жители считают, что политики не смогли защитить нацию, — говорит он. — Люди вменяют Меркель, что она продала страну в пользу многокультурного общества. На этой волне правые партии с лозунгами “Мы за нацию”, “Мы против элит” и показали хороший результат.
Представитель германского института исследований общественного мнения Dimap Михаэль Мертес акцентирует внимание на том, что страх утраты национальной идентичности велик даже в тех регионах страны, например в Саксонии, где мигрантов практически нет.
Китай наступает на пятки
По мнению политдиректора Центра европейских исследований имени Вильфрида Мартенса в Брюсселле Роланда Фройденштайна, кризис Европейского союза связан со смещением центров власти. “Это 15 лет назад тот же Китай дистанцировался от мира и делал то, что считал нужным, сегодня Азия выходит из тени, — считает эксперт. — Более того, растёт роль различных негосударственных организаций, которые действуют на территории нескольких стран. Это могут быть как экономические корпорации, так и религиозные движения”.
Растущая роль тихоокеанского региона ослабляет роль североатлантического альянса. “Европейская модель государственности больше не работает, — говорит доктор философских наук, профессор в Берлинском университете имени Гумбольта Герфрид Мюнклер. — Усиление конкуренции, перераспределение сил в мире ведёт к снижению роли Запада. В итоге альянсы распадаются. В 27 государствах, входящих в Европейский союз, сильны центробежные силы. И главный вопрос, вокруг которого разгораются жаркие дискуссии, это принятие мигрантов. Ситуация усугубляется тем, что население Запада стареет и уменьшается. В итоге все факторы приводят к тому, что западная цивилизация постепенно теряет свою доминирующую роль, но не отрекается от неё. А живёт так, будто ничего не происходит”.
Сложилась ситуация, констатирует эксперт, когда ценности западного мира этот самый мир и разъединяют. “Встаёт вопрос: наши ценности универсальны и их надо навязывать, или они универсальны, поэтому каждый, кто с ними согласен, следует им”, — задаётся он.
Возле церкви Кайзера Вильгельма народный мемориал погибшим и пострадавшим год назад. Трагедия конца 2016-го сказалась на нынешнем праздновании Рождества. Везде дежурит полиция, и уличные ярмарки огорожены бетонными блоками, чтобы никто не въехал в людей.
Очередной закат цивилизации
— Это не первый раз, когда мы говорим о закате роли Запада, — рассказывает Роланд Фройденштайн. — В 30-е годы прошлого столетия в Европе зародился фашизм, но постепенно страны Запада оправились от этого. С падением Берлинской стены западная модель праздновала триумф. События 11 сентября 2001 года стали великим потрясением, но мир опять оправился. Потом был всемирный экономический кризис.
По мнению Роланда Фройденштайна, Европейский союз рано хоронить, даже несмотря на то, что Великобритания на референдуме приняла решение о выходе из него. Эксперт напоминает о каталонском примере. “Вопрос, кто выигрывает от информационной кампании, освещающий испанский кризис”, — задаётся он. Есть регионы, которые хотят независимости, и в Бельгии, и в Италии.
— ЕС сохраняет свою привлекательность, — не сомневается Роланд Фройденштайн. — Ведь страны не в состоянии самостоятельно обеспечивать свою безопасность, скажу более, даже всему союзу это пока не под силу. Поэтому всем сторонам, заинтересованном в мире, придётся искать пути взаимодействия.
Руководитель программы “Международная политика” Московской высшей школы социальных и экономических наук Василий Жарков считает, что смещение центров власти происходит не из-за перемен, а из-за их отсутствия. “Есть заявления на уровне слов, но нет реальных действий, — говорит он. — Отношения России и Запада в тупике. В итоге проблемы не решаются, а множатся. Некомпетентность нового главы США в сфере геополитики вообще ставит крест на демократии”.
Правительство будет
Михаэль Мертес убеждён, что итоги выборов в Германии нельзя назвать необратимыми. “Федеральный президент может назначить новые выборы, что маловероятно, а может утвердить канцлера с минимальным большинством голосов, — говорит он. — Тогда Ангеле Меркель придётся от вопроса к вопросу формировать коалиции. Но миноритарное правительство не так плохо, как кажется, просто у Германии нет такого опыта. И это большой вызов для демократии — уметь договариваться по ключевым вопросам жизнедеятельности, в том числе и найти консенсус по отношению к мигрантам”. Так что весной 2018-го правительство у Германии появится.