Экономика
Импортозамещение в режиме эконом
Депутаты Государственной думы начали обсуждение возможности введения налога на вредные продукты питания.
Депутаты Государственной думы начали обсуждение возможности введения налога на вредные продукты питания. По разным оценкам, такой фискальной нагрузкой можно обложить от 60 до 70 процентов всего продовольствия на полках наших магазинов. При этом намерение законодателей, по их словам, заключается не в пополнении бюджета за счёт нового налога, а в создании режима благоприятствования добросовестным производителям.
Стоит сказать, что в ряде европейских стран, а также в США подобный налог уже ввели. Пытаясь бороться с эпидемией ожирения, власти этих стран обложили 15—20-процентным сбором продукты с высоким содержанием жира и сахара — газировку, печенье, фастфуды.
Но в России это всё же немного другая история. Депутаты Госдумы предлагают брать 10 процентов с продуктов, содержащих антибиотики, пестициды, красители и так далее. По логике сторонников налога, это заставит нерадивых производителей отказаться от использования отравы.
Уже хрестоматийным стал пример с пальмовым маслом, импорт которого с момента введения продуктового эмбарго значительно вырос. Некоторые отечественные предприниматели на основе этого продукта приспособились делать сыры, мотивируя это тем, что производимого в стране молока не хватает для покрытия всех имеющихся потребностей. Да и по себестоимости такой сыр выходит дешевле. Однако на этикетках обычно ни слова не сказано о пальмовом масле, хотя по закону продукт, фактический состав которого не совпадает с информацией на упаковке, является фальсификатом.
И пример этот далеко не единственный. По словам специалистов, огромное количество еды производится из некачественных ингредиентов. Импортозамещение в режиме эконом происходит в основном не только за счёт роста поголовья скота и птицы, но и за счёт технологических хитростей на стадии производства. Поэтому идея с налогом, который поставит добросовестных производителей в более выгодные условия, на первый взгляд кажется оправданной.
Однако сразу возникают вопросы к тому, как будет администрироваться этот сбор.
— Мне непонятно, почему авторы этой инициативы смешивают два разных понятия: фальсификат и вредные для здоровья продукты, — говорит Андрей Козиков, депутат Красноярского городского Совета, руководитель группы компаний по производству сельхозпродуктов. — Ведь если речь идёт о фальсификате, то существуют конкретные меры, прописанные в законодательстве, которые должны применяться к нерадивому производителю. Это и штрафы, и приостановка деятельности, и даже закрытие предприятия. О каком дополнительном налогообложении такого производства может идти речь? Это всё равно, что ввести налог на изготовителей наркотиков — то есть прекратить борьбу с ними и начать за их счёт пополнять бюджет.
С другой стороны, недоумевает Андрей Козиков, на каком основании будет вменяться повышенный налог добросовестному производителю? Ведь можно разработать и согласовать с государственными органами технические условия, которые позволят применять, скажем, пальмовое масло, о чём даже будет указание на этикетке. Любой предприниматель в этом случае имеет право возмутиться: “Я содержу рабочие места, плачу исправно все налоги и отчисления, работаю на общих условиях, за что повышенный налог?”
Похоже, если авторы инициативы озаботятся глубокой проработкой возможного нововведения, им придётся потратить немало времени, чтобы убедить общественность в её эффективности.
Как добиться того, чтобы производители продовольствия не пытались сэкономить на качестве?
Своим мнением можете поделиться с автором материала Алексеем Трешиным завтра, 21 октября, с 14.00 до 15.00 по телефону 2-115-650.
От автора
Алексей ТРЕШИН:
— Налоговая политика во всём мире используется как регулятор различных процессов в экономике. Говоря схематично, если отрасль хотят поддержать — налоги для неё снижают. Хотят оказать давление на какой-то сегмент — налоги повышают. Парадокс России состоит в том, что какое бы решение у нас ни принималось в сфере экономики — это всегда ведёт к росту расходов конечного потребителя. Боюсь, что и в случае с налогом на вредность удастся добиться только того, что подорожают самые доступные продукты. При этом продовольствие из качественного сырья ни в коем случае не сравняется по цене с вредным. Что помешает продавцам в погоне за прибылью продавать нормальный сыр дороже пальмового?