Персона

Алексей Клешко: «Читать Астафьева нужно только сердцем»

Председатель Фонда имени Виктора Астафьева Алексей Клешко уверен: чтобы сохранить память о нашем выдающемся земляке, не нужно фанфар, официальных речей и помпезных мероприятий

Алексей Клешко: «Читать Астафьева нужно только сердцем»

Председатель Фонда имени Виктора Астафьева Алексей Клешко уверен: чтобы сохранить память о нашем выдающемся земляке, не нужно фанфар, официальных речей и помпезных мероприятий. Человеческая душа должна стать главным проводников между творчеством Виктора Астафьева и теми, кто живёт сегодня. Пока красноярцы помнят и любят его творчество, верят словам Астафьева, он — живой, он — с нами. Только так можно сберечь память о большом писателе и великом человеке.

— Фонд был создан ещё при жизни Виктора Петровича. Поменялись ли принципы и направления работы после ухода писателя?

— Фонд имени Виктора Петровича Астафьева был создан в год празднования 70-летия писателя. Сам Виктор Петрович говорил: “Если под моё имя будут деньги, на которые сможем поддерживать талантливую молодёжь, то это будет хорошо”. Ещё при жизни Астафьева было принято решение о поддержке молодых литераторов. Астафьевская премия стала присуждаться по трём номинациям: поэзия, проза и ранний дебют. Первоначально фондом руководил Андрей Иванович Лукашев, потом продолжительный период Евгения Георгиевна Кузнецова. Когда она уезжала из Красноярска, то передала бразды правления Роману Харисовичу Солнцеву. Когда тот умер, попечительский совет, посовещавшись, попросил меня возглавить фонд. Я согласился, и вот уже почти 10 лет вместе с единомышленниками мы ведём эту общественную работу. Именно общественную, ведь сохранение памяти об Астафьеве — дело всех красноярцев. Посудите сами: много ли вообще знаковых имён, которые ассоциируются с Красноярском? По большому счёту два: Суриков и Астафьев — только они получили всероссийскую, мировую славу и известность.

В чём заключается уникальность Астафьева как писателя? В том, что он даже в советское время смог сквозь официальщину пробиться к людям со своей народной правдой. Причём она была очень разной — о жизни, истории, войне, природе и о самом человеке. Астафьева часто упрекают в мрачности его картины мира, но посмотрите, сколько пришлось трагедий на его жизнь, сколько тягот и лишений легло на его плечи с самого детства. Страшно представить, что столько бед и страданий достались одному человеку. Но, вглядываясь в судьбу Астафьева, мы узнаём в этой истории и сотни тысяч, миллионы судеб наших соотечественников. Всё, что он написал, не только о нём. Астафьев стал народным, потому что отразил переживания, надежды и разочарования, мечты целых поколений. Именно поэтому мы считаем, что сохранение памяти о Викторе Петровиче и пропаганда его творчества — это общее дело. И мы благодарны тем, кто нас поддерживает. Важно не забывать, что это нужно не Виктору Петровичу, а всем нам.

— Что на сегодняшний день является главным в работе фонда?

— Во-первых, мы продолжаем дело Виктора Петровича: ежегодно вручаем премии молодым поэтам и писателям. Конкурс всероссийский, свои работы шлют авторы со всей страны.

Вторая важная тема — взаимодействие с государством в деле сохранения памяти о писателе. Последние десять лет были достаточно успешными — нам удалось продвинуть многие идеи и решить серьёзные проблемы.

При поддержке краевого правительства мы отреставрировали дом Виктора Петровича в Овсянке. И сегодня люди могут приехать в посёлок и собственными глазами увидеть, что ценил Астафьев, — скромность и простоту деревенской жизни. Валентина Михайловна Ярошевская, директор краеведческого музея, главный хранитель астафьевского наследия в нашем крае, выступила с идеей о постепенной музеефикации Овсянки. Мы активно включились в продвижение этой инициативы — было выкуплено два соседских участка у дома Астафьева, где создано особое культурное пространство, есть где собраться гостям этого старинного сибирского села. Свой вклад внёс бывший губернатор Александр Хлопонин: на его личные средства выполнено завещание Виктора Петровича — выкуплен участок, где был дом бабушки писателя, и сегодня там создан уникальный для России музей литературного произведения — повести “Последний поклон”.

Мы много работаем с детьми и сталкиваемся с тем, что для подрастающего поколения книги Астафьева полны загадок, им далеко не всегда понятно, о чём там написано. И речь не только об отношениях между людьми. Скажем, предметы быта, которые упоминает в своих произведениях Виктор Петрович, для современных детей что-то абсолютно неведомое и незнакомое. А это значит, что книги Астафьева — ещё и документ, важное свидетельство ушедшей эпохи, своеобразный музей в литературе. Нам важно это зафиксировать и сохранить, ведь наша история — это не только даты и знаковые события, но и личная история, жизнь обычного человека. Мы смогли добиться вместе с Валентиной Михайловной Ярошевской реставрации Литературного музея имени Астафьева, который стал одной из визитных карточек Красноярска. Там развёрнута сейчас интереснейшая экспозиция об образах Сибири в литературе и о литературном процессе — “Сны о Сибири”. К 90-летнему юбилею Виктора Петровича на доме в Академгородке, где он жил, городские власти установили мемориальную доску. По инициативе фонда в крае учреждены стипендии имени Виктора Петровича Астафьева для школьников и студентов.

Третье направление — работа с молодым читателем. Фонд пытается обратиться к новому поколению и привлечь его к чтению. Мы продвигаем в Красноярске чемпионат по чтению вслух и его “детскую версию”, которые создали наши друзья из Межрегиональной федерации чтения. Мы придумали фестиваль “Душа Сибири”, который направлен на поддержку учителей и их учеников, пытающихся вернуть книги Астафьева в круг актуального чтения. И мы поняли, что лучше всего это делать через творчество — творческое осмысление писательского наследия.

В этом деле у нас появляется всё больше единомышленников. Несколько лет мы сотрудничаем с Красноярским симфоническим оркестром, который в день рождения Виктора Петровича давал концерты, где звучали его любимые произведения. О предпочтениях Виктора Петровича мы знаем из переписки с выдающимися дирижёрами, с которыми он дружил, — Иваном Шпиллером, Евгением Колобовым. Подобный проект в этом году у нас пройдёт с ансамблем танца Сибири: в нём объединятся два знаковых для Сибири имени — Астафьев и Годенко, которые были не только людьми одного поколения, фронтовиками, но и родились в один день. Думаю, что получится ещё одна потрясающая история, которая заинтересует почитателей талантов писателя и хореографа.

Особая благодарность театру Пушкина, который в прошлом году поставил сильный спектакль “Пастух и пастушка”. Эта трогательная история любви на войне создаётся на сцене совсем молодыми актёрами. Так мы убеждаемся, что Астафьев понятен молодёжи. Когда на прошлом Азиатско-Тихоокеанском фестивале Владимир Васильев предложил молодым хореографам поставить одноактные балеты по мотивам произведений Астафьева, все они выбрали именно военную прозу писателя. Так сложился проект-посвящение “Последний поклон”, удачный эксперимент Красноярского театра оперы и балета.

— Иногда случается такая печальная вещь: человека, чьё имя пытаются увековечить, через какое-то время после смерти превращают в “бронзовый памятник”. И уже следующие поколения теряют ту самую живую нить памяти…

— Мы не хотим превратить Виктора Петровича в “икону”, он и сам этого не хотел. Не настаиваем, чтобы книги писателя были в “обязательной программе”, не хотим, чтобы сдавали ЕГЭ по его произведениям. Важно, чтобы живущие сейчас понимали значение Астафьева как гражданина, писателя, личности.

Наша цель — поощрять обращение людей к его творчеству, мыслям, ценностям. Можно, конечно, изучать войну по победным сводкам генералов, а можно читать солдатское произведение Астафьева “Прокляты и убиты” про трагедию войны. Для военного и первого послевоенного поколений превалирующее чувство — ужас войны и стремление больше подобного не допустить. Люди, побывавшие на фронте, знали, насколько страшна война в своей обыденности. Это всё есть в прозе Астафьева. Если мы хотим воспитывать настоящих борцов за мир, необходимо, чтобы дети читали Астафьева. Но не нужно заставлять их читать из-под палки, а нужно поддерживать тех, кто желает познакомиться с правдой о войне через книги Виктора Петровича. Обращение к прозе Астафьева возможно только через душу.

И ещё очень важно передать новым поколениям атмосферу жизни и творчества писателя. Вот для этого мы с ГТРК “Красноярск” реализовали два аудиопроекта. Во-первых, издали и передали в библиотеки края книгу дисков с записями голоса Астафьева: писатель записал когда-то для краевого радио фрагменты повести “Последний поклон”. Ты слушаешь это неспешное чтение, этот мудрый голос пожилого человека — и словно нет больше вокруг этой суеты… А второй проект — записи ансамбля старожилов посёлка Овсянка “Енисеюшка”. Мы издали диск “Голос Овсянки”, где записан этот уникальный коллектив, чтобы увековечить самобытную песенную атмосферу старинной сибирской деревни. Заметили — мы вновь вернулись к теме Овсянки? С этим связаны и новые планы краеведческого музея и фонда. Губернатор Виктор Александрович Толоконский поддержал идею создания в Овсянке Национального центра Виктора Астафьева, который стал бы мостиком из прошлого в будущее, из литературы в жизнь, помогал бы нам сохранять имя Астафьева сквозь годы.

— Вы лично были знакомы с Виктором Петровичем?

— Конечно, не раз брал у него интервью. Я уверен, что этот человек знал себе цену, понимал свою значимость. Известно, что благодаря ему в “Роман-газете” был впервые опубликован Распутин. (Астафьев дал в редакцию телеграмму, где сообщал, что если Распутин не будет напечатан, то не даст разрешения на публикацию своей “Царь-рыбы”.) Но, несмотря на влиятельность, Виктор Петрович был совершенно земным и простым человеком. Слава не портила его. Обсуждая важные философские темы, он всегда выходил на простой, понятный каждому разговор и близкие ценностные ориентиры. Говорил очень образно, рассуждал по-житейски мудро. Делать с ним интервью было особым удовольствием, он не просто отвечал на вопросы или вещал, а беседовал, втягивал тебя в разговор, делал соучастником. У меня было ощущение, что я разговаривал со своим дедом, которого на самом деле в жизни не знал, тот умер за год до моего рождения…

Фонд очень дорожит отношениями с людьми, с которыми дружил Виктор Петрович, — Валентиной Ярошевской, Сергеем Кимом, Василием Нелюбиным и многими другими. Личные связи и воспоминания чрезвычайно важны, поэтому благодаря им память о человеке остаётся живой и долгой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА