Добрый совет
Акции и скидки. О “подводных камнях” шопинга во время распродаж
Три по цене двух, скидки и бонусы, кружка в подарок — иногда кажется, что продавцы так и мечтают осчастливить покупателей и продать товар как можно дешевле. О подводных камнях хитрого маркетинга и о том, как можно по-настоящему сэкономить, читайте в нашем материале.
Три по цене двух, скидки и бонусы, кружка в подарок — иногда кажется, что продавцы так и мечтают осчастливить покупателей и продать товар как можно дешевле. О подводных камнях хитрого маркетинга и о том, как можно по-настоящему сэкономить, читайте в нашем материале.
Не верьте зеркалам
Скидки в супермаркетах на самом деле часто дают возможность сэкономить. Но нужно понимать, что помимо привлекательной цены акционный и просто дешёвый товар может иметь, как говорится, некоторые особенности. Что же заставляет делать нас необдуманные покупки? У маркетологов есть немало приёмов.
Расположение товара. Зачастую более свежие продукты расположены в глубине полок, тогда как ближе к краю выкладываются товары, чей срок годности уже меньше. Кроме того, более дорогие и разрекламированные товары располагаются на полках на уровне глаз, а самые дешёвые — на нижних полках.
Расположение полок в магазине. Так, продукты первой необходимости в крупных магазинах, как правило, находятся в глубине. Периодически расположение витрин меняется. Пока человек кружит по магазину, он совершает незапланированные покупки.
Подсветка. Вы замечали, что купленные в супермаркетах аппетитные овощи и фрукты при обычном дневном свете оказываются весьма невзрачными на вид? Всё дело в специальной подсветке витрин, делающей продукты ярче и привлекательнее.
Зеркала, которые стройнят. В некоторых магазинах одежды прямо-таки волшебные примерочные. В них расположены зеркала, в которых фигура выглядит стройнее, цвет кожи — ровнее. Причина преображения — конструкция зеркал и подсветка. В результате дома покупка может разочаровать.
Ароматы. Уже давно доказано, что запахи влияют на потребителей особым образом. Например, аромат выпечки будит аппетит и заставляет покупать продукты, которые приобретать и не планировал. Запах мандарина и корицы стимулирует продажи в магазинах подарков, а банан, абрикос и клубника — в отделах детских товаров.
Расчёт на детей. Шоколадки, конфеты, леденцы, жевательная резинка и прочие сладости располагаются у кассы и на уровне роста детей. Рассчитано на то, что, пока родители стоят в очереди, ребёнок уговорит купить себе какую-нибудь мелочь.
Бренды-паразиты. Эрзац-продукт (неполноценный заменитель) часто выкладывают на полку рядом с настоящим продуктом. Например, сладкая плитка, чья обёртка очень похожа на упаковку шоколада известной фирмы, лежит рядом с истинной шоколадкой, но стоит в разы дешевле. Радуясь низкой цене, покупатель второпях хватает недорогой спред вместо масла, сырный продукт вместо сыра, путая его с аналогом.
Три по цене двух. Конечно, это экономия. Но радуясь, встретив три упаковки кетчупа по цене двух, припомните, как часто Вы употребляете этот вид соуса. Может быть, пока закончится первая банка, остальные успеют испортиться?
Вес товара со скидкой бывает меньше аналогичного, продаваемого по обычной стоимости. Прежде чем хватить салями или сёмгу “на 40 процентов дешевле”, посмотрите, сколько весит похожий продукт, разделите граммы на рубли и прикиньте, действительно ли цена уцененки выгодная.
Скидки и подарки
Акции и распродажи — гарантированный способ привлечь покупателей. Вот только не всегда продавцы честны перед своими клиентами. Что может скрываться за рекламными объявлениями о скидках?
“Сезонная распродажа”. На ценниках зачёркивается якобы старая цена и пишется новая. На самом же деле зачастую перед акцией цена завышается, потом якобы снижается, и возникает эффект выгодной скидки.
“Скидки до 90 процентов”. Зайдя в магазин, покупатель действительно обнаруживает несколько товаров по низкой цене, но на основной ассортимент цены без скидок.
“Товар дня”. На такую уловку иногда идут предприниматели, стремясь реализовать товар, у которого заканчивается срок годности. Недобросовестные продавцы и вовсе обновляют этикетки на залежалых продуктах. Но нужно отметить, что крупные торговые сети проводят подобные акции всё же без обмана потребителей, стимулируя таким образом покупательский спрос.
“При покупке одного товара второй вы получаете в подарок”. Это старинная уловка, о которой, кажется, всем известно. Тем не менее она до сих пор вводит покупателей в заблуждение. Учитывайте, что второй товар уже заложен в стоимость первого. Как вариант — за покупку могут предложить подарок. За покупку парфюма — пробник крема, стирального порошка — мерный стаканчик, бутылки дорогого алкоголя — бокал. Как видим, стоимость подарка в сравнении с ценой основного товара символична, и продавец может позволить себе такие “дары”. Иногда в подарок могут выдаваться купоны на какие-то услуги. Например, в магазине детской одежды дают купон на пятидесятипроцентную скидку при оплате семейной фотосессии. Потом выясняется, что условия акции ограничены, записать вас готовы лишь на определённое и совершенно неудобное для вас время, а стоимость услуг фотографа даже со скидкой высока.
”Ликвидация товара”. Иногда торговцы объявляют фальшивую ликвидацию товара, чтобы привлечь желающих закупиться по бросовым ценам, отнюдь не собираясь закрывать магазин. Даже поняв, что ничего сверхдешёвого купить на “ликвидации” не получится, большинство людей всё равно приобретут ту или иную вещь, чтобы не испытывать тягостного чувства разочарования
Также под вывеской “sale” торговцы могут сбывать некачественный, залежалый товар, бракованную или недолговечную продукцию.
Дешевле — даром
Недорогие товары можно приобрести в дисконт-центрах и дискаунтерах (дисконт — “скидка”). В дисконтных магазинах обычно торгуют одеждой, обувью, техникой и другим товаром, в дискаунтреах — продуктами. Дисконт-центры обычно реализуют брендовые коллекции прошлых лет, товары, не нашедшие быстрой реализации, встречаются там и товары с дефектами.
— Делая покупки в дисконтных магазинах, тщательно осматривайте товар, обязательно спрашивайте у продавца о причине уценки, возможных скрытых дефектах. Продавцы обязаны предупредить покупателя о браке.
— Приобретая продукты в продуктовых дискаунтерах, обращайте внимание на внешний вид товара, изучайте этикетку. Часто в таких магазинах реализуют продукцию с истёкшим сроком хранения. Поэтому лучше всего покупать в продуктовых дискаунтерах бакалею и товары длительного хранения.
Честный маркетинг
Не стоит подозревать всех без исключения предпринимателей и продавцов в желании обмануть клиентов. Акции действительно могут быть выгодными для покупателей. Скидки и бонусы нужны для увеличения объёма продаж и привлечения внимания покупателей к определённым товарам. Хороший товар можно приобрести дёшево, когда, например, продавцу необходимы оборотные средства или торговая точка закрывается. Кроме того, на распродажи попадают остатки коллекций. Так, с хорошей скидкой летом продаются вещи из зимнего гардероба. Магазины строительных и отделочных материалов также часто снижают цены на остатки обоев, линолеума и кафеля.
Как правило, чтобы привлечь поток покупателей, бонусы в виде дисконтных карт и скидок предлагают сети и бренды, заходящие на рынок. Выгодные акции на продукты регулярно устраивают крупные торговые сети.
Следить за акциями и скидками, просчитывать их выгоду — целая наука, хорошо знакомая опытным шопоголикам. Если её освоить, можно прилично экономить.
Нюанс
В дисконт-центрах порой можно встретить объявление: “Товар со скидкой обмену и возврату не подлежит”. На самом деле это утверждение магазина не является истинным. Приобретение качественного товара, пусть и со скидкой, обычная купля-продажа. И по Закону о защите прав потребителей купленный товар, не подошедший покупателю, можно обменять или вернуть, получив назад деньги. Исключение составляют носочно-чулочные изделия, белье и ещё некоторые группы товаров.
Немного иная ситуация с вещами, чья цена была снижена из-за брака. Покупая подобную обновку, обязательно требуйте у продавца указать (на чеке или на отдельном листе), какой именно дефект имеет изделие, попросите его поставить подпись и печать магазина. Желая вернуть товар, предъявить магазину претензии именно из-за этого дефекта вы не сможете. Но при обнаружении любого другого недостатка продавец обязан принять у вас вещь обратно.
Игорь Георгиев, психолог:
— Известно, что распродажные настроения заразительны. Радостное возбуждение охотников за скидками распространяется на всех. Многие люди, даже зашедшие в магазин случайно, поддаются общему покупательскому психозу и совершают незапланированные траты. Если всё же Вы попали на распродажу, не спешите. Выдохните, понаблюдайте за окружающими, внимательно изучите товар, ценник, этикетку. Позвоните друзьям и знакомым, пообщайтесь, чтобы отвлечься от суеты. Задайте себе вопрос: “Мне на самом деле нужно то, что я хочу купить?”
Чтобы не поддаваться на манипуляции маркетологов, ходите за покупками со списком необходимого, старайтесь чётко ему следовать. Перед походом за покупками выложите из кошелька банковские карты. Хорошо заранее прикинуть, сколько Вам понадобится денег, и взять с собой ограниченную сумму наличными. Если Вы знаете, что склонны к необдуманным покупкам, стройте маршрут движения так, чтобы на его пути не было магазинов.
А вы покупаете товары со скидкой?