Персона

Полина Черномурова: «Нейропсихологу стоит показать каждого ребёнка»

О том, на что обязательно нужно обратить внимание мамам и папам, мы беседуем с Полиной Черномуровой — нейропсихологом ФСНКЦ ФМБА России, специалистом по коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения развития.

Полина Черномурова: «Нейропсихологу стоит показать каждого ребёнка»

Современные дети приходят в первый класс, уже умея читать и считать, но при этом теряются в самых обычных ситуациях — не могут спросить дорогу до кабинета или имя соседа по парте. Нейропсихологи отмечают, что в погоне за успехом родители уделяют повышенное внимание интеллектуальному развитию детей, но не учитывают, что мозговые структуры у малышей созревают по своим законам. О том, на что обязательно нужно обратить внимание мамам и папам, мы сегодня беседуем с Полиной Черномуровой — нейропсихологом ФСНКЦ ФМБА России, специалистом по коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения развития.

— Родители только привыкли к мысли, что своих чад надо время от времени показывать психологам, а, оказывается, появились ещё и нейропсихологии. Что это за специалисты?

— Сразу скажу, что нейропсихолог — это не врач, это медицинский психолог, который занимается диагностикой и оценивает, насколько хорошо сформировались высшие психические функции головного мозга. Специалисты часто отправляют к нам родителей с детьми, и это правильно. После беседы и нейропсихологических проб мы составляем план коррекции психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также поведенческих особенностей, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии. Успешность ребёнка в школе и в жизни напрямую связана с уровнем сформированности структур головного мозга. Это фундамент для освоения знаний, умений и навыков.

— Каких детей стоит приводить к нейропсихологу?

— По моему мнению, в определённые моменты надо показать каждого. Так как не всякий родитель заметит нарушения в самом начале, когда их легко исправить. Например, в момент ползания у малыша формируются межполушарные связи. Если он не ползал, а сразу пошёл, родители радуются: какой развитый малыш! А на самом деле мозг пропустил важный этап развития, и потом могут возникнуть проблемы в школе.

Обязательно стоит показать нейропсихологу ребёнка, который наблюдается у смежных специалистов — невролога, логопеда, имеет проблемы развития (ЗПР, СДВГ, аутизм, умственная отсталость), эмоционально нестабилен, невнимателен.

Очень важный симптом — неспособность усвоить школьный материал, даже с репетитором. Родители думают, что ребёнок ленивый или глупый, а на самом деле у него снижены нейродинамические показатели работы головного мозга. Мы анализируем тетради, просим почитать, написать диктант и выявляем случаи, когда ошибки на самом деле говорят о нейропсихологических проблемах. Стоит обратить внимание, если ребёнок неловок, плохо ориентируется в пространстве, если он левша или пользуется обеими руками при еде и письме. Ну и очень важно диагностировать будущих первоклассников, потому что начало учёбы в школе — это резкое изменение в жизни.

— Многие родители отмечают, что они спокойно без сопровождения ходили в школу с первого класса, а нынешние дети слишком несамостоятельные. Не мешает ли излишняя опека развиваться мозгу?

— Есть такая проблема — родители не дают детям делать что-то без надзора и совершать ошибки. Первоклассник и сам дойдёт до дома — возможно, что-то забудет, что-то потеряет, но это познание мира.

У нас всё ещё низкий уровень психогигиены, не надо долгой психотерапии, достаточно один раз обратиться к медицинскому психологу, проверить, всё ли в порядке. Но родители этого не делают. Получается, что некоторые живут с недиагностированным тревожным расстройством. Беспокоиться, что самолёт задержался и два часа на табло нет вестей — это нормально. Весь день на работе переживать, что там с твоим школьником, бесконечно контролируя его по телефону, это сигнал, что стоит сходить на консультацию.

— Если родитель ответственный, работает над собой, состояние ребёнка меняется?

— Да. Порой сидит перед тобой девочка пяти лет, спрашиваешь, как у неё дела на танцах, а она начинает судорожно перечислять: “я плохо себя веду, я не слушаюсь, я не так выполняю движения”. Начинаешь работать с семьёй, детки успокаиваются, становятся более игривыми, приходят в нормальное для них состояние. Современные родители обращают внимание на интеллектуальный уровень своих чад, и большую ценность имеют лишь способности “если ты это умеешь, ты молодец”. И дети стараются соответствовать ожиданиям. Но страдает личностная, мотивационная, эмоционально-волевая компонента, эмоциональный интеллект. Людям хочется, чтобы их дети, когда вырастут, были успешными и в личной жизни. Но для этого очень важен психологический аспект, который часто выпадает из внимания родителей.

— Кстати, про личную сферу: бытует мнение, что дети разучились дружить.

— Сейчас примерно у 60 процентов детей встречаются нарушения речи, это затрудняет общение. Сказываются и последствия сниженного эмоционального интеллекта: ребята считают до десяти на двух языках, но не могут понять своих и чужих чувств. Родителям стоит на личном примере показать, что такое дружба, когда к вам в дом приходят гости, когда вы говорите о ком-то с теплом.

— А возможно ли родителю создать обстановку для гармоничного развития?

— Чтобы создать условия для развития, надо банально общаться и играть со своими детьми! Давать им время просто побеситься. Ко мне приходят дети, которые просят: “А можно я у вас тут посижу, поиграю, а то у меня напряжённое расписание”. Ещё хорошо бы родителям научиться жить “здесь и сейчас”. Понимать, что всегда можно выделить десять минут на ребёнка и полностью включиться в то, что происходит. И не давать гаджеты для отвлечения, потому что они очень истощают нервную систему.

Часто родители, приводя детей, говорят: “позанимайтесь с ним, а я по своим делам прокачусь”. Так дело не пойдёт, изменения начинаются с семьи. Нельзя перекладывать ответственность за развитие своего ребёнка на других, только при совместной работе мы видим самые удивительные перемены. Ну и не стоит спешить, гнаться за мифическими успехами. Годовалому малышу достаточно обеспечить безопасность: пусть везде залезает, а мама смотрит, чтобы не повредился, называет предметы и сдерживает себя в запретах. В два года дети хотят всё понюхать и попробовать, поэтому продолжаем поддерживать интерес, рассказываем про режим дня: “сейчас ты ешь, после этого ляжешь спать”. В три года спрашиваем про окружающий мир: “это одуванчик, какого он цвета?”

— Подождите, как в три года? Считается, что современные дети должны это знать в год-полтора…

— В чём недостаток раннего развития и того, что родители спешат? В том, что внимание переключается на более сложную деятельность, в то время как сейчас самое подходящее время для развития других функций. Да, малыш всё выучит и покажет, но за счёт чего? Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если энергия тратится на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, где эта энергия нужна прямо сейчас. Раз внешняя среда — родители — требует выполнения определённой задачи, мозг ребёнка это сделает, но за счёт развития других процессов. Если в два-три года вместо сенсомоторной и эмоциональной сферы загрузить интеллектуальную, у ребёнка могут сорваться программы соматического (телесного) развития. Это становится видно не сразу, но потом родители удивляются, откуда внезапно в семь лет энурез, тики, страхи. Чисто интеллектуальную информацию ребёнок может воспринимать с семи лет, навыки письма и чтения дети должны осваивать тогда, когда сформирован ресурс высших психических функций. А не потому, что всем сказали к 1 сентября прийти готовыми. Мы видим, что в начальной школе первоклассник, который читает с пяти лет, скучает. А потом начинается третий-четвёртый класс, появляются проблемы — недостаточный уровень морфологического и функционального развития не позволяет ребёнку выдерживать учебную нагрузку.

— Учителя отмечают, что выросло число детей с синдромом дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности. С этими проблемами может помочь нейропсихолог?

— При СДВ не хватает энергетического обеспечения, это следствие слабой нейродинамики мозга. Гиперактивность возникает от того, что ребёнок старается нервную систему постоянно как бы “подзарядить”. В спокойном состоянии он будто спит и не может ничего воспринимать. Поэтому вскакивает, бегают с места на место, а со стороны это выглядит как будто он балованный. Учителя злятся на ученика, родители на педагога, что плохо учится. А детям нужна помощь. Курс занятий с нейропсихологом помогает в некоторой степени снять симптомы и облегчить жизнь. Мы решаем проблемы комплексно: в двигательную часть входят физические упражнения на развитие моторики, координации, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная часть занятий включает задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления. Всё это помогает научить ребёнка контролю.

— Остался всего месяц до школы, можно ли за этот срок успеть провести диагностику будущего первоклассника и что-то изменить?

— Диагностика может показать, что будущий ребёнок готов к школе и его нужно просто адаптировать к новым условиям, подстроив режим дня под учёбу. Если же мы увидим, что есть какая-то несформированность мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной и произвольной сфер, то можно составить интенсивный курс. При этом родителям желательно рассказывать больше положительных историй о школьных успехах. У детей часто возникает неуверенность перед незнакомым миром, куда он вскоре попадёт. Надо создать атмосферу поддержки и полной уверенности, что будущий школьник преодолеет трудности.

Фото: Юлия МИЛЯКОВА

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА