Персона
Юлия Загитова: «Регионам есть чему поучиться у красноярской журналистики»
Имя Юлии Загитовой громко прогремело на всю страну, когда молодая уфимская журналистка благодаря своей серии репортажей об озере Кулеш предотвратила экологическую катастрофу. Сегодня Загитова является секретарём Союза журналистов России, в Красноярске известный медиаисследователь побывала в рамках Инфорума, который прошёл в нашем городе в начале августа.
Имя Юлии Загитовой громко прогремело на всю страну, когда молодая уфимская журналистка благодаря своей серии репортажей об озере Кулеш предотвратила экологическую катастрофу. Сегодня Загитова является секретарём Союза журналистов России, в Красноярске известный медиаисследователь побывала в рамках Инфорума, который прошёл в нашем городе в начале августа.
— На самом деле подобных историй много. Журналист ведь работает, в том числе, и с социальными проблемами. Наверняка у вас тоже есть свой послужной список. Для карьеры журналиста важно не количество написанных материалов, а количество проблем, которые удалось решить. Бирск — это мой родной город, я начинала там с районной газеты, затем мы открыли районный телеканал, и меня позвали в команду. Я была уже в Уфе, когда мне позвонил директор этого телеканала и сказал: “Юль, помогай, надо спасать Кулеш!” Я выехала на съёмки, и после выхода сюжета проблему удалось решить. На тот момент президентом страны был Дмитрий Медведев, он наградил меня благодарностью, приравненной к государственной награде. Вот поэтому об этой истории все и знают. Пять лет назад я переехала в Москву, четыре года отработала в Общероссийском народном фронте руководителем департамента по работе с независимыми СМИ. За плечами пять медиафорумов с президентом страны, и каждый из них — это набор проблем, которые люди решают, имея возможность напрямую озвучить больной вопрос первому лицу государства.
— В одном из интервью Вы сказали, что всегда ставите себе цель бороться за региональную журналистику на федеральном уровне. Как складывается эта борьба?
— Борьба идёт с переменным успехом, поскольку, действительно, наши отраслевые проблемы — серьёзные. Первая связана с повышением Почтой России тарифов на подписку и доставку печатных изданий. Ещё одна проблема — образование. Все лекции, мастер-классы в основном проходят в Москве, и, как правило, все они платные. Получается, что региональному журналисту нужно не только оплатить эти курсы, но ещё и приехать в Москву. Поэтому мы задались вопросом: а почему, собственно, всё в столице? Мы готовы собрать команду и выехать в регионы. Вот так и началось, можно сказать, наше медиатурне. Красноярск уже шестой город, а впереди до конца года ещё двадцать городов.
— Раз уж речь зашла об образовании, давайте затронем ещё одну тему, с ним связанную. Сейчас в Союзе журналистов России работают над профстандартами, Вы в этом процессе участвуете?
— Да, я тоже участвую в этой работе. Мы поднимали вопрос о профстандартах на секретариате. У нас есть определённая претензия к качеству образования, особенно в регионах. Я сама преподаю на журфаке МГУ, поэтому об образовательном процессе знаю не понаслышке. Ну, понятное дело, журфак МГУ, на мой взгляд, самое лучшее, что есть сейчас на этом рынке, есть ещё Высшая школа экономики…Профстандарты у нас рассматривает аналитическая группа, мы хотим подготовить свои предложения по этому вопросу. Как только они будут сформированы, мы их представим.
— В журналистику люди приходят из разных сфер, кто-то окончил филфак, кто-то по образованию экономист. Не придётся ли в таком случае получать второе образование — журналистское?
— С этим никаких проблем не будем, мы понимаем, что журналистика — такая профессия, в которую человек заходит из разных дверей. И в этом плане никаких ограничений мы делать не будем, мы просто хотим повысить стандарты, и сделать это можно путём специальных курсов. А дальше уже зависит от журналиста, если он хочет повышать свой уровень, то пойдёт на спецкурсы.
— Вы делаете канал о медиатрендах, какие тренды нам ожидать в 2019 году?
— Медиатренды постоянно меняются, но есть вещи, которые остаются. Например, сейчас в трендах видео. Людям нравится потреблять информацию с визуальным сопровождением, поэтому короткие видео набирают много просмотров. Есть такой тренд, как виртуальная реальность. Он сейчас набирает популярность. Если вы зайдёте в магазин, то увидите, что самые дешёвые очки виртуальной реальности стоят одну тысячу рублей, то есть вполне стали доступны. И это тоже важный тренд. Плюс борьба за контент, теперь уже сами платформы, которые есть, к примеру, в ВК, в “Одноклассниках”, Яндекс.Дзен, борются за поставщиков интересной информации. То есть, например, вы — интересный автор, и за вас борется площадка, чтобы на этой платформе люди больше проводили времени. Также в тренде нишевые медиа. Если человек не хочет тратить много времени на поглощение разного рода информации, но у него есть определённый интерес, к примеру, культура, он может читать интернет-журнал “Горький” или “Арзамас”.
— В погоне за трендами как бы нам не позабыть о классике, ведь лучшее и вечное должно всё-таки оставаться?
— Классическое остаётся, это уровень текста. На Инфоруме Владимир Соловьёв, председатель Союза журналистов России, отметил, что у молодого поколения журналистов есть проблемы с русским языком. Наша задача — научить молодёжь говорить по-русски и писать по-русски. У нового поколения свои поведенческие паттерны, в которые не входит глубинное изучение русского языка. Я помню свою учительницу русского языка, она была настолько строгой, что, когда я писала статью в газету и предварительно ей не показывала, она обижалась, потому что находила там ошибки. И это было страшно, потому что после выхода статьи ты идёшь на урок, а там на тебя строго смотрит учительница и говорит: “Останься после урока, мы с тобой будем разбирать, почему ты неправильно выделила причастный оборот”. Сейчас, к сожалению, таких строгих учителей мало, и журналисты из старой гвардии должны стать этими строгими педагогами.
— Вы бываете в разных регионах, как на фоне других территорий выглядит красноярская журналистика?
— Боюсь обидеть другие регионы, но красноярская журналистика яркая и многообразная. У вас большое количество деловых и интернет-СМИ, это радует. Это означает, что есть аудитория, и она готова потреблять контент, который вы делаете. У вас сильные районные СМИ, и это феномен. Я общалась с разными экспертами, все в один голос говорят: “Юля, будешь в Красноярске, похвали обязательно районки, потому что они прекрасны!” Соседним регионам есть чему завидовать, и им нужно перенимать ваш опыт.
— К слову о районках. Прослушала на Инфоруме выступление Ильи Лочканова, директора департамента социальных сетей “Комсомольской правды”. Так вот он считает, что у районок нет будущего. По его мнению, районки перетрансформируются в районные сообщества в соцсетях. Хотелось бы услышать Ваше мнение на эту точку зрения.
— Илья — большой специалист, у них в соцсетях большой охват. Здесь проблема в дистрибуции контента. Есть конкретное СМИ, у него определённое количество материала, но проблема в том, что этот материал не видит более широкая аудитория в Интернете. И мне кажется, что здесь будущее состоит в синергии, я очень хочу, чтобы за районными пабликами стояли люди, близкие к журналистике. В идеале — редактор районного СМИ, современный руководитель, который бы понимал, что нужно создать не только газету, но ещё и паблик в соцсетях.
— Мне кажется, с этим сейчас проблем нет, у большинства СМИ есть свои сообщества в соцсетях, или я ошибаюсь?
— Когда мы приезжаем на мероприятия, у нас довольно сложная деятельность, ведь мы рассказываем какие-то вещи, которые дико популярны в разных регионах. А если регион слабый, и региональная журналистика не развита, всегда происходит такой момент, когда люди начинают обижаться, спорить и утверждать, что к ним Интернет не проникнет, что у них плохой Интернет, что соцсети не нужны. А мы, в свою очередь, стараемся не уговаривать, мы привозим с собой инструментарий и говорим: “Вот эти инструменты, хотите быть на рынке, используйте их, и всё будет хорошо!” Мы ни в коем случае не ломаем каноны журналистики, мы рассказываем технологически о том, что сейчас представлено на рынке СМИ. Наша задача — привозить специалистов-практиков, которые делятся своим опытом. В моём понимании будущие журналисты — это мегаспециалисты широкого плана.
— Я — спортивный редактор, поэтому тот факт, что Вы — участница многих марафонов, не могу не отметить. Почему отдали предпочтение именно бегу?
— Бег — это самый доступный вид спорта, тебе нужны только кроссовки. А ещё это отличный способ медитации. В голове так много мыслей всегда, плюс соцсети, всё это сильно отвлекает. А во время бега ты остаёшься наедине с собой, и это прекрасно. К тому же ещё и физическая нагрузка, которая необходима любому организму.
— Кстати, ещё одна из последних тенденций — многие СМИ сейчас стали организовывать марафоны, забеги, спортивные фестивали и другие активности. Откуда ноги растут у этого тренда?
— Надеюсь, что в Союзе журналистов России мы тоже что-то подобное организуем со временем. Такая тенденция говорит о том, что сейчас главное — не тиражи и просмотры, главное — то сообщество, которое аккумулируется вокруг вашего бренда. Это ваша армия. И важно с этой армией общаться. Сообщество желает общения с вами не только путём материалов и статей, они хотят постоянного контакта с вами. Поэтому заходят в соцсети в вашу группу и пишут вашему специалисту. И это желание общения аудитории нужно удовлетворять, тогда и лояльности к бренду будет больше, не важно — газета это или телеканал, или интернет-СМИ.