Персона
Андрей Горбань: «Зоопарк вытаскивает людей из виртуальной жизни в реальную»
Парку флоры и фауны “Роев ручей” на этой неделе исполнилось 18 лет. Для человека такой возраст, наверное, самая чудесная пора — время перемен, новых открытий и этапов в жизни. Впрочем и для зоопарка это тоже определённая веха, знаменующая новые перспективы, ориентиры для развития. Какие именно? Об этом мы разговариваем с директором “Роева ручья” Андреем Горбанем.
Парку флоры и фауны “Роев ручей” на этой неделе исполнилось 18 лет. Для человека такой возраст, наверное, самая чудесная пора — время перемен, новых открытий и этапов в жизни. Впрочем и для зоопарка это тоже определённая веха, знаменующая новые перспективы, ориентиры для развития. Какие именно? Об этом мы разговариваем с директором “Роева ручья” Андреем Горбанем.
— Андрей Вениаминович, 18 лет важный этап, можно позволить себе намного больше, чем раньше, как думаете?
— Начну с того, что ситуация у нас уникальная. “Роев ручей” появился в тяжёлые годы, по решению Петра Пимашкова, и это был отважный шаг. Тогда зоопарки с протянутой рукой просили корм для голодающих животных, а то и вовсе закрывались. А у нас строился. В результате получился выстраданный любимый ребёнок Красноярска. Мы очень благодарны посетителям, чувствуем их поддержку — после голосования вошли в первую пятёрку лучших зоопарков России, причём единственные, кто живёт в нестоличном и нетуристическом городе.
Этап взросления “Роева ручья” совпал с этапом взросления всей зоопарковской системы. Сейчас идёт коренной переход из одной стадии развития в другую. Коллеги за рубежом много внимания уделяют научным исследованиям. Мы видим, как меняется облик зоопарков после того, как открылись новые закономерности в животном мире, в генетике. Места, где можно “позырить” на животных за деньги, это прошлый век. Так продолжаться не может, это входит в конфликт с нравственным развитием человечества. Поэтому мы прекрасно понимаем, что впереди огромное поле работы.
Согласно нашим опросам, более 70 процентов посетителей “Роева ручья” мечтают созерцать животных в естественной жизни, а не в тесных клетушках. Зоопарк должен со стопроцентной достоверностью имитировать обычные условия диких обитателей планеты. Но тут есть тонкость — у нас нет диких животных, только те, что поколениями росли в зоопарках. Например, ламы, если к ним не подошли люди, начинают переживать, им нужно человеческое внимание.
— И всё же впереди превращение в зоопарк европейского уровня?
— По словам Богумила Крала, многолетнего директора Пражского зоопарка, а сейчас научного консультанта, и Мартина Говорки, директора Брновского зоопарка, зоопарк интересен людям, если раз в год-два появляется новая экспозиция — вольер, аудиои видеоинформация, декорации. То есть то, от чего человек может получить полный спектр ощущений. Увы, мы пока в таких скоростях жить не можем, но последние четыре года я строю планы и пытаюсь подкопить денег на эти перемены.
Половина нашего бюджета — это входные билеты, билеты на парковку и фотографирование. Мы не коммерческое, а бюджетное учреждение, вся наша смета до копеечки тратится на питание животных, уход за ними, зарплаты и так далее. Например, для цветников и зелёной части парка закупаем более 300 штук деревьев в год, раньше покупалась экзотическая рассада, сейчас наши специалисты выращивают почти всё сами. Важная статья — электричество. Не дай бог что случится с электроэнергией, у нас через четыре часа погибнет весь акватеррариум. И если после всех расходов что-то остаётся, всё вкладывается в развитие и строительство.
Первая ласточка — строительство новых вольеров для белых медведей по мировым стандартам. Сейчас самый большой бассейн вмещает 40 кубов воды, размер — 20 квадратных метров. А построим объёмом на 500—600 кубов воды, 50 метров в длину, и это только для одного медведя. В целом проект представляет собой территорию с тремя бассейнами, вольерами для медведицы — возможно, с медвежатами. Посетители смогут наблюдать за животными с высоты через стекло, решёток на вольерах не будет.
Мы стремимся менять подход во всём. Природа создала свои красоты, а мы полезли сносить кусты и деревья, бетонировать, а потом что-то искусственно втыкать. Хочется равняться на лучших — тех, кто берёт природные ландшафты и технологично их огораживает, минимально вмешиваясь в естественный ход вещей. Попытаемся. Нам отдали более 30 гектаров земли, на которой много крутых склонов. Это замечательно для экспозиции диких козлов, но не очень хорошо для посетителей. Приходится думать наперёд — понадобится создание канатно-рельсовых дорог.
Но есть и то, что уже удалось. В свой день рождения мы презентуем аудиогид по “Роеву ручью” на четырёх языках, в том числе китайском. Экскурсии включают 45 презентаций животных и 15 историй об эволюции жизни на Земле. Будет и специальная детская версия, с музыкой и видео. Получается, что мы задаём новый уровень — пилотный проект в зоопарке потом позволит создать аудиогиды для гостей Универсиады о нашем городе и крае. Кроме того, у нас появились современные электрические инвалидные коляски, спасибо спонсорам. Человек с ограниченными возможностями может проехать по всем дорожкам. Есть и две детские коляски. Всё это можно забронировать по телефону.
— В зоопарке постоянно какие-то события и перфомансы. Какую цель преследуете?
— Это требования времени. “Роев ручей”, несмотря на молодой возраст, начинал свою жизнь в иную эпоху — тогда толькотолько появились первые пейджеры. А сейчас дети с мамой через часы на руке разговаривают. Люди стали другими. Уже не могут, как раньше, присесть и вдумчиво часика четыре почитать. Сейчас так: тут урвал информацию, там увидел, Фейсбук проверил, почту проверил — увиденное усвоил за секунды. Сейчас всё знаешь, а чего не знаешь — узнаешь через минуту. И в этих условиях мы ищем новый язык для общения с нашими посетителями.
Директор зоопарка с верблюдом Женькой.
Людей надо спасать — вытаскивать в реальную жизнь из виртуальной. Нет сейчас понятия “просто зоопарк”, есть эмоции, комплексные ощущения человека. Показав одну животинку в железной клетке, мы совершенно не выполним своей функции — не дадим полный объём информации. Среду мы уже создали, декорации будем улучшать, но самое главное — содержание. Кто сказал, что зоопарк — это только о животных? А может, это о любкой и видео. Получается, что мы задаём новый уровень — пилотный проект в зоопарке потом позволит создать аудиогиды для гостей Универсиады о нашем городе и крае. Кроме того, у нас появились современные электрические инвалидные коляски, спасибо спонсорам. Человек с ограниченными возможностями может проехать по всем дорожкам. Есть и две детские коляски. Всё это можно забронировать по телефону.
— В зоопарке постоянно какие-то события и перфомансы. Какую цель преследуете?
— Это требования времени. “Роев ручей”, несмотря на молодой возраст, начинал свою жизнь в иную эпоху — тогда толькотолько появились первые пейджеры. А сейчас дети с мамой через часы на руке разговаривают. Люди стали другими. Уже не могут, как раньше, присесть и вдумчиво часика четыре почитать. Сейчас так: тут урвал информацию, там увидел, Фейсбук проверил, почту проверил — увиденное усвоил за секунды. Сейчас всё знаешь, а чего не знаешь — узнаешь через минуту. И в этих условиях мы ищем новый язык для общения с нашими посетителями. Людей надо спасать — вытаскивать в реальную жизнь из виртуальной. Нет сейчас понятия “просто зоопарк”, есть эмоции, комплексные ощущения человека. Показав одну животинку в железной клетке, мы совершенно не выполним своей функции — не дадим полный объём информации. Среду мы уже создали, декорации будем улучшать, но самое главное — содержание. Кто сказал, что зоопарк — это только о животных? А может, это о любви, о путешествиях, о ностальгии, о сожалениях? Люди бывают здесь каждый день, и у каждого что-то своё. Сейчас в зоопарке презентуем Театр на крыше с променад-спектаклем о мечте Леночки Крутовской. Увлекательная история ждёт зрителей на дорожках и в закоулках парка. Люди должны увидеть “Роев ручей” с неожиданной стороны! И таких планов у нас огромное количество: 700 тысяч человек, которые к нам приходят ежегодно, это не шутки. Мы стараемся создать настроение для приятного общения, для получения знаний, эмоций для того, чтобы шла постоянная передача добра от человека к человеку.
— А что можете сказать про коллектив “Роева ручья”?
— У нас здесь все беззаветно служат своей миссии, как бы пафосно это ни звучало. Ну как тут отвлечёшься, если такое огромное хозяйство, порой приходится принимать решения, и счёт идёт на секунды. Зоопарки же вне политики и вне времени. Наша задача — сохранить животных, которых мы передадим потомкам. Когда они понадобятся для более важных целей — для заселения убитых нами и вновь возрождённых лесов, рек, морей.
— Какое животное стоило бы поселить в “Роевом ручье”? Слон, панда?
— Панду желать глупо — и дело не в миллионе долларов, которые платишь за аренду животного в год, а в том, что ей нужен грузовик свежесрубленного бамбука в неделю — не важно, лето или зима. А слон, добрейшее вроде животное, самый главный убийца в зоопарке. Его мощь приводит к огромному количеству несчастных случаев. Нам нужно создать полноценную экспозицию Африки, где зебры и жирафы не стоят по отдельным клеткам, а бегают на свободном выпасе. А ещё есть такая обезьянка хорошенькая — роксолана, получить которую почти не реально. Хорошо было бы поселить её в зоопарке. И ещё сделать современный приматник. Мы слышим замечания горожан и прекрасно понимаем, что в своё время было выбрано неподходящее здание для приматов. Стараемся стабильно увеличивать им вольеры, отдаём соседям на передержку — в лучшие условия. Но пока нет очереди из желающих дать 500 миллионов на строительство приматника, смотреть на который поедет весь мир.
Нюанс
Горожане критикуют вольеры обезьян за обшарпанный вид. Но, например, у шимпанзе Тихона “квартира” 45 квадратных метров, ему на день рождения подарили металлический спортивный уголок. Его вмуровали в стену, но Тихон в тот же день голыми лапами выкрутил из стен железные болты и всё разнёс.