Персона

Наталья Третьякова: «В творчестве пропагандирую красоту»

Выход на сцену инвалидов в последние годы уже не сенсация

Наталья Третьякова: «В творчестве пропагандирую красоту»

Выход на сцену инвалидов в последние годы уже не сенсация. Если прежде мы знали незрячих исполнителей — Бочелли, Уиландора, Гурцкую, то теперь можно увидеть и послушать исполнителей с инвалидностью иного рода. Например, победителя одного из телеконкурсов опорника Данила Плужникова. Участие в конкурсе «Евровидение» колясочницы Юлии Самойловой сорвали «толстые» внешние обстоятельства и худые (в ином смысле) политики. Об этом, о роли творчества в жизни людей и инвалидов в частности, мы порассуждали с Натальей Третьяковой — музыкальным педагогом и общественным деятелем. С человеком с высокими требованиями к своему творчеству и при этом тотально ослепшему.

— Лично мой опыт общения с инвалидами разных категорий научил меня быть предельно скупым на комплименты в отношении людей с ограниченными возможностями. Пара похвал в адрес человека, увлечённого творчеством, — и тот уже всерьёз представляет себя заправским «маэстро». Вокал ли это, изобразительство или ещё какой-то вид искусства, неважно. Как вы считаете, Наталья, критерии мастерства к инвалидам и у самих инвалидов к себе не занижены? По-моему, многим не хватает способности поиронизировать над собой.

— В значительной мере я с этим утверждением согласна. Держать постоянно планку того, что ты делаешь, на предельной для себя высоте способен не каждый. Это всех касается. А инвалида всегда есть кому пожалеть. А как хочется порой пожалеть себя самому! Вот и падает уровень требовательности к себе. Нередко человек перестаёт совершенствоваться, так и не достигнув того мастерства, к которому мог бы прийти, прояви он усердие и трудолюбие. Вот потому и не факт, что человек в своём творчестве дотянется до того горизонта, что станет уместно говорить о мастерстве в какой-либо сфере. Можно и вовсе никуда не «тянуться». Но тогда речь должна идти не столько о творчестве, сколько о приятном времяпрепровождении.

Мы всегда в бегах, живём сумбурным ритмом большого города. Занятия творчеством, самовыражение в нём дают шанс подумать о себе, о своём месте в жизни, проявить себя, позволяют сделать самовыплеск мыслей и эмоций. Занятия искусством требуют дополнительного нервного напряжения. Но зато когда добиваешься некого результата, особенно через «не могу», то это такой адреналин! А потом важно не останавливаться, стремиться к новым достижениям. Главное рукава держать засученными! И ещё в одном соглашусь с вами: способность к самоиронии и самокритике действительно можно у людей встретить не так уж часто.

— Вот, о рукавах засучённых. Творчество мобилизует, укрепляет характер, дисциплинирует? Мне кажется, педантичность и собранность не основное качество у инвалидов...

— Ну нет. Сама я человек высокоорганизованный. По оценкам некоторых людей, до педантизма. Но меня саму подводили из-за недисциплинированности много раз. Прививать дисциплину кому-то? Боюсь, что это пустая трата времени. Если я кому-то пообещала, то встала и пришла. Я уверена: ни в чём не должно быть двойных стандартов. И в поведении людей тоже. То, что не прилично для всех, непозволительно и для инвалидов. Так же и в отношении искусства: оно либо искусство, либо нет! И если человек халтурит, то неважно, инвалид он или нет. Отдельного отношения к искусству у здоровых и у инвалидов быть не может и не должно!

— Тем не менее я нередко был свидетелем разговоров о творческом поиске, о духе искусства, о муках творчества. При этом само творчество уровня невысокого. И кругозор тоже неширок. Люди нередко крайне мало знают о том, что творили мастера столетиями до них, но при этом ждут, что лично их будут смотреть, слушать, читать! Что Вы, Наталья, об этом думаете?

— Что до мук, то я лично не мучаюсь. Я просто сажусь и работаю, к примеру, над музыкой или текстом. Если чувствую, что-то выходит не то, не идёт сегодня, я прерываюсь. Потом возвращаюсь к теме с другим настроением, и в итоге всё получается так, как мне видится. А если говорить о конкуренции между инвалидами, то я не раз думала над этой темой. А может, и не нужно проводить конкурсов для инвалидов? Я этого не утверждаю, я размышляю. У нас нередко учреждается конкурс, а учёба уже вторична. Нередко учёба под конкурс и создаётся. Помню, как-то зашла речь о некоем конкурсе. И я тогда посмотрела: это же нужно будет привлечь педагогов — по вокалу, по постановке, по движению, по пластике. И ещё макияж, и культура поведения. Да если ты девочка, то вообще как куколка должна выглядеть. Исполнительница обязана быть приятна глазу зрителя. Какое может быть снисхождение оттого, что инвалид!? Мы с известным в Красноярске исполнителем своих песен Артемом Толстобровом были инициаторами конкурса эстрадной песни «Голосуй за любовь!», которому теперь уже несколько лет. В первую конкурсную весну участников было немного, теперь их десятки. А это для людей новые контакты, впечатления и, наконец, новые возможности, новый уровень мастерства. Есть у нас постоянная участница с одного из районов края. Елена её зовут. В первый год она без собственной фонограммы заявилась, мимо нот могла пропеть. Очевидно, что ею тогда двигало только неудержимое желание выступить! А теперь научилась решать все проблемы. Фонограмму где-то качественную записала, голос с кем-то сумела поставить.

— Одним словом, у неё прогресс очевиден! Значит, ответ: не все конкурсы одинаково полезны, но польза есть, а вреда никакого?

— Ещё и не такой контраст помню. Пришёл однажды исполнитель, назовём его Пётр Петров. Прежде, видимо, он в своей ванной пел, под аккомпанемент струи из душа. Решил заявиться для участия. Что ж, рады будем. Но мне вдруг говорят: Наталья Петровна, у Вас конкурсант в неприглядном виде на сцену вышел, в нечищеных ботинках. Стало ясно, что с этим что-то нужно делать. Пришлось стать организатором, помимо трёх певческих кружков ещё и семинары вести по этике и по эстетике.

— Да, я когда увидел Вас у микрофона впервые, отметил про себя, что Ваш стиль в одежде, быть может, слишком строг, консервативен, но безупречен!

— Я слышала такие высказывания о себе. Не стану ни с кем о вкусах спорить. Я знаю, что могла бы где-то что-нибудь оголить и что-то показать. Но это уже не мой стиль, и это уже буду не я. Не стану поддаваться каким-то сиюминутным веяниям моды и тем более опошляться, даже если это многим понравится. Всегда считала себя эстетом и буду в своём творчестве и всем видом своим пропагандировать красоту!

Досье

Наталья Третьякова — незрячая певица, музыкант, композитор.

Наталья потеряла зрение в результате осложнений заболевания. Беда не помешала ей закончить госуниверситет, стать искусствоведом.

Наталья — человек увлечённый. Пишет стихи, прозу, сочиняет и исполняет песни и музыку. Играет на фортепиано.

Нюанс

Краевой конкурс эстрадной песни «Голосуй за любовь» проводится в Красноярске уже много лет. В нём принимают участие незрячие исполнители без ограничения в возрасте. Конкурсанты исполняют два разножанровых произведения. Показать своё мастерство приезжают в краевой центр исполнители со всего региона.

Цели и задачи конкурса: выявление и поддержка талантливых инвалидов по зрению, приобщение их к лучшим традициям музыкальной культуры, формирование положительного имиджа инвалидов по зрению.

В 2017 году у конкурса появился свой гимн. Его автор — Наталья Третьякова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА